О блаженствах. Вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице

О блаженствах. Вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сегодня в церкви читается начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, так называемые «заповеди блаженств». Увидев народ, Господь «взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…». Но учение Его построено как-то странно. Вот на Синайской горе даны были заповеди, как прилично Богу: в огне, в дыме, в трубном звуке!

А здесь Господь не повелевает, Он даже как бы и не учит; Он даже как бы и не обращается к присутствующим, а говорит о ком-то третьем: о каких-то «нищих духом», о каких-то «плачущих», которые «блаженны». Только в конце Он обращается прямо к слушающим, обещая им блаженство; но обещает в тех обстоятельствах, где блаженства как раз невозможно ожидать: «Блаженны вы», – говорит Он, – когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь…», – и далее – снова обращаться прямо к слушателям, причем, обращается уже как к совершенным, говоря им: «Вы соль земли…». И это «вы» никак не перетолкуешь: вы и есть – вы, здесь стоящие, видящие Господа и слушающие Его слова.

Заповеди блаженства, это поистине – веяние «хлада тонка», пережитое некогда Илией на горе Хориве (3Цар. 19:12). Косвенно говоря о тех, кто блажен, Господь дает людям возможность самим, без насилия, пробудиться, дает возможность самим потянуться к обещанному блаженству, почувствовать и в самих себе начаток духовной жизни, тончайшее движение угодных Богу чувств и настроений, то есть начать с самого начала, изнутри, от самой сердцевины. И, во-первых, Господь говорит: «блаженны нищие духом… блаженны плачущие… блаженны кроткие…» – блажен, кто перво-наперво ощутил, наконец, свою духовную нищету, свое отпадение от Бога, свое постыдное порабощение греху: блажен, кто плачет об этом и только об этом; блажен, кто ни на кого не гневается и только себя винит в своей беде. То есть блажен, кому открылась бездна собственной пустоты, и через это начало действовать как бы втягивающая сила, которая одна только способна привлечь Божью благодать, Божье милосердие и, в конце концов, стяжать и истинное утешение, и право владеть и управлять Божьим творением, и самое Царство Небесное. «Блаженны алчущие и жаждущие правды…» – блажен, кто в своей блаженной нищете ясно понял, чего он хочет: только правды, какой бы суровой она ни была. Блажен, кто ощутил тягу к истинной духовной пище, к Слову Божию, к этому источнику всякой правды. Ибо только слово, исходящее из уст Божиих, может насытить живую душу; только Тот, Кто сотворил землю, может научить жить на ней. И дальше Господь ублажает тех, в ком уже давно теплится огонь Божией благодати, в ком уже водворились милость, частота сердца, желание и способность поддерживать мир и внутри, и вокруг себя, то есть в ком уже как бы засверкали кристаллики Божественной соли, и кто теперь уже может рассчитывать и на помилование, и на ведение Бога, и на усыновление Ему.

А по-настоящему соль Господня видна только в искушениях, и что обещано было в самом начале, подтверждается только после испытания: «Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное». И поэтому только теперь Он обращается прямо к слушателям, как бы только теперь увидев их, только теперь обретших истинное бытие: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли…»

Заповеди блаженств поются на каждой Литургии, и в это время священник совершает вход с Евангелием. Евангелие – это как бы Сам Христос, снова и снова идущий на проповедь, вернее, это нескончаемое продолжение той единственной проповеди. А «соль земли» – это снова никто иной, как вы, которые собрались здесь, вокруг Него, невидимо присутствующего; вы, которые слушаете Его слова и участвуете в Его Таинствах. Другого места образования Божией соли нет и не может быть, и, став здесь, вы взяли на себя страшную обязанность быть солью земли, предохранять землю от порчи и разложения. В этом теперь ваша главная задача, ваша главная ценность…

Как веяние «хлада тонка», звучат Господни Слова, и говорят они как бы о ком-то третьем; но если не расслышишь их, если, постояв у этой горы, снова отступишь от нее, то не вернешься на прежнее место, откуда пришел: теперь, по слову Апостола, вернешься уже как пес на свою нечистоту (2Пет.2:22) и при всех прочих достоинствах будешь лишь солью, потерявшей силу, которая уж «ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

Наверх