На Обрезание Господне и в день памяти святителя Василия Великого

На Обрезание Господне и в день памяти святителя Василия Великого

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Гос­подь наш Иисус Хри­стос ради нашего спа­се­ния сми­рил Себя, вопло­тился, при­нял чело­ве­че­скую плоть и с пер­вых же дней и до конца Своей зем­ной жизни тер­пел по Сво­ему чело­ве­че­скому есте­ству тяже­лые лише­ния, гоне­ния, поно­ше­ния, стра­да­ния и крест­ную смерть. Он взял на Себя грехи всего мира и пре­тер­пел за эти грехи тяже­лый крест, чтобы нас изба­вить от веч­ной муки, веч­ного нака­за­ния. Иисус Хри­стос испол­нил вет­хо­за­вет­ный закон и открыл новый, еван­гель­ский закон, закон духов­ный и свя­той. И уже вось­ми­днев­ным Мла­ден­цем Он при­нял свя­щен­но­дей­ствие вет­хо­за­вет­ной Церкви - обре­за­ние. Этим Спа­си­тель мира пока­зал нам при­мер, чтобы и мы были вер­ными чадами Свя­той Церкви Его, верно хра­нили и испол­няли свя­тые Его запо­веди, уставы и советы цер­ков­ные. Своим обре­за­нием Иисус Хри­стос при­зы­вает нас к тому, чтобы и мы во время нашей зем­ной жизни совер­шили над собой духов­ное обре­за­ние, то есть отсекли все свои бого­про­тив­ные помыслы и пред­рас­судки, иско­ре­нили все душет­лен­ные стра­сти и поже­ла­ния, очи­стили себя от вся­кого греха, вся­кой скверны плоти и духа и таким обра­зом стя­жали бла­го­дать Свя­того Духа и спа­се­ние. В этом и состоит цель нашей зем­ной жизни. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, память кото­рого мы сего­дня совер­шаем, своей свя­той жиз­нью пока­зал нам нагляд­ный при­мер, как достичь этого и спастись.

Вся жизнь свя­ти­теля Васи­лия от пер­вого созна­тель­ного дви­же­ния и до послед­него вздоха была посвя­щена Богу. Он родился «по молитве отца его к Богу» в  году и вос­пи­ты­вался в бла­го­че­сти­вом хри­сти­ан­ском семей­стве, кото­рое стра­дало за веру Хри­стову во время гоне­ний при рим­ских импе­ра­то­рах Гале­рии и Мак­си­ми­ане. Дед свя­ти­теля Васи­лия по матери при­нял муче­ни­че­скую смерть при импе­ра­торе Дио­кле­ти­ане. Пер­во­на­чаль­ное вос­пи­та­ние буду­щий свя­ти­тель полу­чил от своей бла­го­че­сти­вой бабки свя­той Мак­рины, рев­ност­ной почи­та­тель­ницы свя­того Григория Чудотворца, епи­скопа Неоке­са­рий­ского. Она ока­зала на юного Васи­лия бла­го­твор­ное вли­я­ние, вос­пи­ты­вая его в стро­гом пра­во­сла­вии, при­ви­вая бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к свя­ти­телю Гри­го­рию и его уче­нию о Свя­той Тро­ице. Мать Васи­лия, свя­тая Еми­лия, была по доб­ро­де­тели такой же, как и ее све­кровь, свя­тая Мак­рина, «во всем она руко­во­ди­лась волей Божией и осо­бенно же любила чистый и непо­роч­ный образ жизни». Отец свя­ти­теля, тоже Васи­лий, был обра­зо­ван­ный чело­век, доб­рый хри­сти­а­нин и семья­нин, адво­кат, а потом свя­щен­ник. Он помо­гал своей бла­го­че­сти­вой супруге в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии детей, кото­рых обу­чал Свя­щен­ному Писа­нию и раз­ным нау­кам. В резуль­тате такого вос­пи­та­ния и свя­той жизни во Хри­сте, кроме свя­ти­теля Васи­лия, из этой семьи вышло пять свя­тых угод­ни­ков Божиих. К лику свя­тых при­чис­лены его бабка, свя­тая Мак­рина, его мать, свя­тая Еми­лия, его бра­тья: свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, и свя­ти­тель Петр, епи­скоп Сева­стий­ский, а также сестра Макрина.

С ран­него дет­ства, воз­лю­бив Бога, Его свя­той закон и уче­ние Хри­стово, Васи­лий решил посвя­тить свою жизнь слу­же­нию Богу и Церкви. Но для борьбы с языч­ни­ками и ере­ти­ками, напа­дав­шими тогда на Цер­ковь, нужна была осно­ва­тель­ная науч­ная под­го­товка, и вот Васи­лий остав­ляет роди­тель­ский дом и отправ­ля­ется учиться в дале­кие края, посе­щает города, зна­ме­ни­тые сво­ими шко­лами и учи­те­лями, при­лежно зани­ма­ется раз­лич­ными есте­ствен­ными нау­ками. Нельзя не отме­тить широту взгляда свя­того Васи­лия Вели­кого на зна­че­ние есте­ствен­ных наук для хри­сти­а­нина. В изу­че­нии их он не только не усмат­ри­вал вреда, но счи­тал уче­ние «почти необ­хо­ди­мым и полез­ным для души». При этом свя­ти­тель сове­тует не пол­но­стью «сле­до­вать за ними, куда не пове­дут, но, заим­ствуя у них все, что есть полез­ного, надо уметь иное и отбро­сить». Как «пчелы на все цветы равно садятся и с тех, на какие сядут, не все ста­ра­ются уне­сти, но взяв, что при­годно на их дело, про­чее остав­ляют нетро­ну­тым, так и мы, если цело­муд­ренны, собрав из этих про­из­ве­де­ний, что нам свой­ственно и сродно с исти­ной, осталь­ное будем про­хо­дить мимо. И как, сры­вая цветы с розо­вого куста, избе­гаем шипов, так и в этих сочи­не­ниях, вос­поль­зо­вав­шись полез­ным, будем осте­ре­гаться вредного».

Во время учебы в Афи­нах Васи­лий позна­ко­мился с Гри­го­рием, буду­щим вели­ким бого­сло­вом, с кото­рым он духовно срод­нился навсе­гда. Вме­сте они посе­щали школу и цер­ковь, и оба меч­тали о мона­ше­ской жизни. Тес­ная и тро­га­тель­ная дружба этих вели­ких свя­ти­те­лей слу­жит луч­шим при­ме­ром для жизни каж­дого хри­сти­а­нина. «Когда мы открыли друг другу жела­ния свои, - гово­рит свя­той Гри­го­рий, - и пред­мет их - спа­се­ние… жела­ние жить общей жиз­нью для Бога, тогда уже стали мы друг для друга все: и това­рищи, сотра­пез­ники, и род­ные, одну имея цель, мы непре­станно воз­рас­тали в пла­мен­ной любви друг к другу».

После окон­ча­ния учебы Васи­лий посе­тил Еги­пет, Пале­стину, Месо­по­та­мию, чтобы позна­ко­миться с устрой­ством мона­ше­ских общин и жиз­нью зна­ме­ни­тых и свя­тых хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Вер­нув­шись на родину, окреп­ший духом от обще­ния с вели­кими подвиж­ни­ками Востока, Васи­лий, раз­дав свое иму­ще­ство бед­ным, при­нял мона­ше­ство. Впо­след­ствии свя­ти­тель Васи­лий устроил в Понте много мона­сты­рей, в кото­рых он ввел новые формы и пра­вила мона­ше­ской жизни. Эти пра­вила сохра­ни­лись до наших вре­мен. Отшель­ни­че­ская жизнь монаха Васи­лия про­дол­жа­лась недолго. Цер­ковь, обу­ре­ва­е­мая ари­ан­скими сму­тами, осо­бенно нуж­да­лась тогда в таких все­сто­ронне ода­рен­ных тру­же­ни­ках и стой­ких защит­ни­ках Никей­ского Сим­вола веры, каким был инок Васи­лий. Он остав­ляет свое уеди­не­ние и сна­чала в сане пре­сви­тера, а затем архи­епи­скопа постав­ля­ется на слу­же­ние Свя­той Церкви.

Сам свя­ти­тель Васи­лий жил в про­стоте и бед­но­сти, отда­вая все свои сред­ства на дела бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Он питал неиму­щих, давал приют стран­ни­кам, был руко­во­ди­те­лем для дев­ствен­ниц и мона­хов, состав­лял молитвы и укра­шал храмы. Везде при церк­вах своей гро­мад­ной архи­епи­ско­пии он учре­ждал школы, боль­ницы, бога­дельни, сирот­ские и стран­но­при­им­ные дома. В боль­ницы были при­гла­шены врачи, но пер­вым лека­рем и даже сани­та­ром был архи­епи­скоп, дос­ко­нально изу­чив­ший и знав­ший на опыте вра­чеб­ное искус­ство. Он сам уха­жи­вал за боль­ными и про­ка­жен­ными, пода­вая при­мер хри­сти­ан­ской само­от­вер­жен­но­сти. Одной из забот свя­ти­теля было улуч­ше­ние цер­ков­ного бого­слу­же­ния. С этой целью он ввел чин боже­ствен­ной литур­гии, кото­рая совер­ша­ется сего­дня в нашем храме. Устроив внут­рен­ние дела Церкви, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий направ­ляет все свои силы на борьбу с ере­ти­ками-ари­а­нами и к уми­ро­тво­ре­нию всей Все­лен­ской Церкви. Он еже­дневно посто­янно про­по­ве­дует в хра­мах своей епар­хии, объ­яс­няя людям уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, обли­чая ере­ти­ков и настав­ляя на путь спа­се­ния. «Решился я для мира не избе­гать какого бы то ни было труда, - писал свя­ти­тель, - не отка­зы­вать гово­рить и делать что-либо уни­зи­тель­ное, не брать в рас­чет даль­но­сти пути, не бояться каких-либо дру­гих бес­по­койств, только бы спо­до­биться наград, обе­щан­ных миротворцам».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий все­гда оста­вался вер­ным защит­ни­ком пра­во­слав­ной веры в борьбе с ари­а­нами, кото­рые высту­пали про­тив боже­ства Иисуса Хри­ста, не при­зна­вая Его рав­ным Богу Отцу. Он не усту­пил и тогда, когда импе­ра­тор Валент стре­мился уни­что­жить пра­во­слав­ную веру. Скло­нив к ари­ан­ству Гала­тию и Вифа­нию, импе­ра­тор Валент отпра­вил в Кап­па­до­кию сво­его при­бли­жен­ного - жесто­кого пре­фекта Моде­ста. При­быв в Кеса­рию, Модест вызвал к себе архи­епи­скопа и в гру­бой форме пред­ло­жил ему при­нять ари­ан­ство. Но свя­той Васи­лий спо­койно, с пол­ным досто­ин­ством отве­чал, что воля импе­ра­тора здесь бес­сильна. На угрозы пре­фекта кон­фис­ка­цией иму­ще­ства, изгна­нием, истя­за­нием и смер­тью свя­ти­тель Васи­лий смело отве­чал: «Если можешь, угро­жай иным, а это нимало нас не тре­во­жит… потому что не под­ле­жит опи­са­нию иму­ществ, кто ничего не имеет, разве потре­бу­ешь у меня этого воло­ся­ного рубища и немно­гих книг, в кото­рых состоят все мои пожитки. Изгна­ния не знаю… потому что везде Божие место… смерть же для меня бла­го­де­тельна: она ско­рее пере­шлет к Богу, для Кото­рого живу и тру­жусь… и к Кото­рому давно поспешаю».

Пора­жен­ный отве­том, Модест срочно доло­жил импе­ра­тору: «Побеж­дены мы, царь, насто­я­те­лем этой церкви. Это муж, кото­рый выше угроз, тверже дово­дов, силь­нее убеж­де­ний». В резуль­тате стой­ко­сти свя­ти­теля Васи­лия в отста­и­ва­нии своих убеж­де­ний Валент отме­нил насиль­ствен­ное вве­де­ние арианства.

Изну­рен­ный тяж­кими тру­дами епи­скоп­ского слу­же­ния, измож­ден­ный непре­рыв­ными болез­нями, исто­щен­ный суро­выми мона­ше­скими подви­гами, 14 января  года вели­кий пас­тырь Церкви Хри­сто­вой мирно ото­шел ко Господу.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, молит­венно совер­шая память свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, будем под­ра­жать его свя­той жизни, его креп­кой вере и любви к Богу, его все­це­лой пре­дан­но­сти воле Божией и свя­тому Пра­во­сла­вию. По при­меру свя­ти­теля будем истин­ными испо­вед­ни­ками веры Хри­сто­вой, истин­ными хри­сти­а­нами не по имени только, что для нас нисколько не полезно, но глав­ным обра­зом - по жизни. Только бла­го­че­сти­вой жиз­нью и пра­вой верой можем мы про­сла­вить Отца нашего Небес­ного, достичь духов­ного совер­шен­ства и спа­стись. Свя­ти­телю отче Васи­лие, моли Бога о нас. Аминь.

Наверх