На обретение мощей святых мучеников иже во Евгении. 7.03.2013 г.

На обретение мощей святых мучеников иже во Евгении. 7.03.2013 г.

Пилат как человек несколько отстранённый от тех событий, которые происходили в это время в Иерусалиме, прекрасно видел, что Тот Человек, Который именовал Себя Царём Иудейским, ни в чём не виноват. Вообще, на верховного правителя в то время римская власть возлагала ещё и судейскую функцию. И как всякий человек, который время от времени должен вершить суд, он приобрёл немалый опыт, он был человеком немолодым. А когда нет никакой заинтересованности, то тогда лучше видно. Он прекрасно видел и чувствовал, что архиереи свидетельствуют против Христа из зависти. В чём же была зависть к Нему? А в том, что они были носителями внешней иерархической власти, а Он имел власть духовную, потому что слово Его было со властью, но эта власть – как некое дарование Божие, по-гречески «харизма». И поэтому получалось так, что народ его слушал и за ним шёл.

А почему же так случилось, что тот народ, который за ним шёл, ещё совсем недавно – несколько дней назад – встречал в Иерусалиме с криками «Осанна!», этот же самый народ теперь требует, чтобы он Его распял? Этому есть три причины.

Первая и самая главная состоит в том, что народ в Нём разочаровался. Но Господь не пытался кого-то очаровывать или давать какие-то предвыборные обещания, которые Он не выполнил. Что требуется и чего хочется большинству из людей, которые населяют землю? Только одного. Материального блага. Люди, которые встречали его словами: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Осанна Царю Израилеву Сыну Давидову!», думали, что вот Этот Царь теперь их освободит от власти римлян, от налогов, и они будут жить лучше, богаче. И вдруг они видят его связанным, избитым, окровавленным; видят его, стоящим на суде. А люди вообще все очень переменчивы. Сегодня он тебе будет в лицо смотреть, улыбаться, радоваться, чего-то такого желать, а завтра он про тебя будет слухи распространять, что ты вор, разбойник, злодей. Это всё, как две тысячи лет назад было, так и сейчас. Ничего не изменилось. Так что первая причина была в этом – в разочаровании.

Вторая причина заключалась в том, что предварительно была проделана очень большая работа среди народа. Человека можно настроить. Ну, например, совсем недавно в одно из подразделений нашего прихода пришла очень хорошая женщина с горящими глазами, исполненная энтузиазма, хотела потрудиться во славу Божию. А два других сотрудника, которые уже там трудились в течение довольно долгого времени – неделю, а может быть, и больше – стали её обрабатывать. Я даже не интересуюсь, по каким мотивам они это делали. И результатом этой обработки стало то, что она всё-таки отказалась. Я не знаю, довольны они или нет, чем они руководствовались… Может быть, боялись в её лице конкуренции… Вот человек где-то трудится. Или не трудится. Ведь каждый из нас знает, что есть немалое количество людей, которые вообще не трудятся, а их пребывание на службе никак нельзя назвать трудом, потому что они вообще не потеют. И в результате этого дело страдает. Но их давно уже то дело, на которое они поставлены, не заботит. Их волнует только одно – собственный интерес. Не дело, на которое они поставлены, а только то, что можно из этого извлечь. Какую пользу можно извлечь для себя, для своей семьи, для своих детей. А само дело их вообще не интересует. Поэтому очень много людей имитирует деятельность, особенно там, где спрос небольшой. Просто делают вид, что они очень заняты. Это тоже довольно хлопотно, но всё-таки не требует того, чтобы напрягать ум. Одно дело – решать какие-то задачи, которые поставлены перед предприятием, а другое – имитировать, что ты очень занят. И конечно, каждый человек, появляющийся рядом, который хочет трудиться, он представляет собой контраст.

И вот, Христос тоже представляет собой контраст. Все Его слова были словами правды. Если народ нуждался в пище, Он всех кормил. Если приходил больной, то Он его исцелял. Если он даже вдруг умирал, то в отдельных случаях Господь его воскрешал. И что? Да ничего. Потому что человек по своей падшей природе – это есть неблагодарная свинья. Поэтому людям, которые по своей падшей природе являются неблагодарными свиньями, предпочтительней разбойник Варавва, который грабил, убивал, насиловал. Он им более понятен и более люб. Поэтому Христос, Который кормил, поил, исцелял, воскрешал, менее люб, чем разбойник, который грабил, убивал, отнимал, насиловал, присваивал.

Это всё в падшей природе человеческой. И Христос пришёл на землю, чтобы человека освободить от этого кошмарного состояния. От того состояния, когда люди вместо того, чтобы трудиться, совершают имитацию; когда они вместо того, чтобы быть добросовестными, становятся людьми с сожжённой совестью. Господь пришёл для того, чтобы у людей открылись глаза, и они увидели правду Божию, увидели свою жизнь, покаялись в грехах, стали другими. Ведь если все люди превратятся в имитаторов, то и народ погибнет, и страна погибнет. Чтобы выжить на земле, нужно не имитировать, а наоборот – трудиться. Чтобы с людьми жить в мире, для этого не надо из себя изображать что-то, чего нет и говорить стандартные, всем надоевшие слова. Как артисты эстрады, обращаясь к зрительному залу, кричат: «Я вас всех люблю!» Да что за глупости? Во-первых, ты никого не видишь, потому что на тебя светят прожекторы. В свете прожекторов ты не видишь зала. Как ты можешь любить того, кого ты вообще не видишь? А что ты любишь? Ты любишь славу – это во-первых, а во-вторых – деньги, которые ты получишь в результате концерта. Но как сказать? «Я люблю ваши деньги»? Это считается неприличным, потому что мы живём внутри христианской культуры. У нас, в нашей христианской культуре вот такую правду заявить – это считается неприличным. А каждый человек, даже если он некрещёный, он имитирует, он хочет выглядеть, как хороший христианин. Поэтому он всё время играет какую-то роль, всё время что-то из себя изображает, камуфлирует свою жадность, свою любовь к деньгам. Поэтому все люди говорят фразу: «Мы вам хотим помочь. А не надо ли вам это?» – «Нам – надо. А вы можете сделать?» – «Можем» – «А сколько вы за это возьмёте?» И человек сразу называет три цены, чтобы потом поторговаться, спустить её до двух цен, и на этом нажиться, никаких усилий к этому не прилагая. Потому что трудиться-то будет таджик. А этот что будет делать? А этот только поговорил, и всё. И его не интересует ни качество работы, ни как будет выглядеть результат, вообще ничего. А что его интересует? Только твои деньги. А как человек это подаёт? А подаёт он это так, как будто пришёл такой человек, который вдруг спросонья захотел нас облагодетельствовать. И понятно, что Бог это всё видит.

И когда люди живут в этой неправде, постепенно жизнь приходит к такому состоянию, когда жить становится невозможно. Вот, сегодня одна женщина пришла, рассказывает, что у неё умер родственник. И сразу в квартире оказалось три человека из разных агентств ритуальных услуг. Наперегонки: кто что с неё будет иметь. Перед этим приезжал врач скорой помощи: «Ничем не можем помочь, вот только если отвезти в больницу, но даром не повезём». Давай деньги. Она говорит: «А сейчас нельзя чем-то облегчить, исходя из тех медикаментов, которые у каждого врача должны быть с собой. Я понимаю, человек при смерти, везти в больницу нецелесообразно» – «Нет-нет, ничего мы не можем». Но это же не так. Любой пятикурсник медицинского института скажет, что можно сделать в этой ситуации… А когда-то это была самая гуманная профессия. И во что она превратилась? Что врача интересует в пациенте? Только возможность снять с него дополнительные деньги. Да, все знают, что у нас врачи не достаточно получают, и система эта, конечно, работает безобразно. Но само отношение к человеку – не то, что абсолютно равнодушное, а денежно-финансовое.

И вот, Христос хочет, чтобы это изменилось. Чтобы люди относились друг к другу иначе. Иначе. И это иначе называется с любовью. Чтобы каждый пациент был тебе как твой родной брат. Но не такой брат, с которым ты 20 лет уже не разговариваешь, а тот с которым ты общаешься, он тебе действительно родной человек, и ради него ты должен постараться. Ведь бывают и между братьями такие отношения, что хуже, чем между врагами, и даже готовы друг друга и посадить. А сейчас уже и дети родителей убивают за 30 рублей.

Но то, что Господь принёс – это не надо. Они ждали другого. А зачем для Бога давать людям другое? Если людям в ответ на их нелюбовное, безжалостное друг к другу отношение, когда каждый хочет нажиться на другом, давать долгое здоровье, жизнь по 250 лет, чтобы у всех всё было хорошо и на работе, и дома, и всегда была хорошая погода, а если дождик, то только ночью, когда спят, чтобы крепче спалось, чтоб не было перепадов температуры, чтобы запустил руку в карман, а там деньги, даже страшно себе представить, во что тогда превратятся люди. Они превратятся в окончательных безжалостных сволочей. Потому что сама жизнь – а жизнь эту Господь устраивает нам – она понуждает нас всё время кому-то оказывать милосердие, в чём-то нажимать на свои пристрастия, в чём-то уступать и так далее. То есть Господь через жизнь хочет нас научить любви. А мы сопротивляемся. Мы хотим, чтобы у нас осталась только одна любовь – это любовь к деньгам. Но у нас она и так есть, и она в избытке. Она, как раковые клетки, которые лишние в организме, и растут с избытком, ведь они не нужны, чтобы так заслонять собой всё пространство организма и убивать его. Они только всё портят. Так и избыточная любовь к материальным благам убивает всё живое. Когда мы путешествуем и видим всякие прекрасные здания, всякие памятники архитектуры, мы думаем: «Какая была прекрасная цивилизация». А куда она делась? Куда это всё исчезло? Почему остались одни руины? Всё погубило отсутствие любви и пристрастие к деньгам. Все войны из-за денег. В одном Ираке уже убили миллион человек, причём людей, которые вообще ни к чему не причастны. Просто кто торговал, кто на какую-то работу ходил… Пришли совершенно другие люди, наняли третьих, устроили войну. И вот, ни за что ни про что… А сколько людей сами себя взорвали? Им объяснили, что это твой друг, а это враг, а если хочешь в Рай, ты обмотайся тринитротолуолом и рвани, вместе с собой сотню человек унеси. И вот это есть добро. Так же и архиереи. Перед ними стоит Христос, Который каждого из них создал, Который сошёл с небес, стал Человеком, чтобы вернуть людей к любви. А они кричат: «Распни!» И ведь распяли же. А Варавву-то отпустили.

У одних – зависть, у других – разочарование и раздражение. А у третьих? У Пилата? А у него – конформизм. Он тоже спокойно выбирает: «А что мне более выгодно? Если сейчас я им не уступлю, а вдруг они взбунтуются? А в Риме? Как на это посмотрят?» Ну как посмотрят ... «Ну вот, опять евреи там бунтуют. Что там? Кто там у нас прокуратором-то будет? А, Понтий… Это Пилат который? И что, опять не может с ними там разобраться? Убрать его». И вот он думает: «Вот невинный Человек… – а он видит, что Человек совершенно невинный. – Ну и шут с Ним. Шут с Ним, с невинным. Я лучше убью этого невинного, зато ещё несколько лет посижу на этой должности». А всякая должность – это доход. И опять, чтобы сохранить свою не очень прочную власть, а с ней и денежки, готов убить совершенно невинного. Даже жена к нему приходила, говорит: «Ты знаешь, я сон такой видела». А для людей, у которых нет истинной веры, сон – это очень серьёзный аргумент. «Мне, – говорит, – приснилось», а я отвечаю: «А мне зелёный крокодил приснился». И что? На основании того, что приснился зелёный крокодил, нужно свою жизнь, что ли, менять? Но при всём суеверном внимании ко снам на Пилата даже это не повлияло. Почему? А любовь к этой маленькой власти и к этим не очень маленьким деньгам заставляет убивать Человека, Который совершенно ни в чём не виновен. Оценим масштаб этого поступка. Возьмём всю историю человечества (несколько тысяч лет), и вот, по этой земле в течение этих тысяч лет ходили сотни тысяч миллионов людей. И из всех людей, которые ходили до того от Адама до сегодняшнего дня и от сегодняшнего дня до конца света, если всех этих людей подсчитать, их будет уже не миллионы, а миллиарды – вот лучше Того, Кого убил Понтий Пилат, не было. Представляете, какая слава? Ты убил лучшего. Молодец. И из-за чего? Из-за должности. Известно из истории, что всё равно Понтия Пилата вскоре с должности сняли, и вообще мы знаем о его имени только потому, что он убил Иисуса Христа. А так – мало ли было прокураторов в Иудее. Ещё из-за чего он так поступил? Из-за денег, которые он извлекал из этой должности, потому что каждая должность приносит человеку деньги. Человек-то стремится к должности не для того, чтобы на этой должности сделать как можно больше для людей.

Умер смешной человек – Уго Чавес. Очень весёлый и смешной. И несколько стран объявили у себя траур, а миллионы людей вышли на улицу, всю ночь там провели, и плачут. А почему? А потому что Уго сделал в своей стране практически бесплатным бензин. А почему он так сделал? А потому что нефть ведь принадлежит всем. Вот, собственно, всё очень просто. Он стал президентом для того, чтобы постараться, как он мог, как он это понимал, хоть что-то сделать для своего народа. А не просто для того, чтобы ругаться с северным соседом. И он реально сделал. А для большинства должность – не для этого, не для того, чтобы кому-то что-то сделать. Я ещё не встречал богатых людей, которые дошли бы до такого сознания, чтобы они говорили: «Мне богатство дано для того, чтобы я послужил этим бедным». Какую-то часть – обязательно. Так не бывает, чтобы богатый человек ничего не уделял бедным. Но такую часть, которая не заметна ни для него, ни для его благополучия. Вот это – да. Если ты очень богат, даже и такая твоя жертва – это очень неплохо. Но Христос сказал нам через своего апостола: «Сильные должны немощи немощных сносить» (Рим. 15, 1). А вот этого, увы, нет. И в этом нужно постоянно упражняться. Но, к сожалению, вместо упражнений – сплошная имитация.

А христианство – это жизнь по-настоящему. А жизнь без Христа – это сплошная имитация жизни. И в результате вместо вечной жизни человек получает её имитацию. А что такое имитация вечной жизни? Это дорогой памятник на кладбище, пышные похороны. Но покойнику от этого – никакого смысла. От этого усопшему – никакой радости. Это только подпитывает тщеславие тех, кто остался. Вот нам бы всем хорошо бы об этом задуматься.


Наверх