На неделю 19-ю по Пятидесятнице (ловцы человеков). 11.10.2015 г.

На неделю 19-ю по Пятидесятнице (ловцы человеков). 11.10.2015 г.

Сегодня во всех наших храмах читается этот удивительный отрывок из Евангелия от Луки, который содержит при внимательном чтении массу для нас полезного – это пятая глава – и занимает довольно много места, целая страница этого последования. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки (Лк. 5, 1-3). И вода стала естественной преградой, потому что народ может просто уронить оратора. И с тех пор мы тоже стали делать солею на возвышении, как будто это берег, а там народ, которому охота нас свалить с ног. А амвон – это как будто корма этой лодки. Вот с тех пор у нас такая двухтысячелетняя традиция, которая имеет основание вот в этом эпизоде Священной Евангельской истории.

Когда же перестал учить... (Лк. 5, 4). Интересно: а то, что Он говорил, евангелист Лука пропускает, то есть сами действия Спасителя столь важны, что данное повествование не содержит в себе того, чему Он в этой лодке учил. А с другой стороны, может быть, апостолы и не запомнили, что Он говорил именно в тот момент. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 4-5). Почему Господь вмешался в этот процесс? Ну не поймали рыбы – в другой раз поймают. А дело в том, что Господь того человека, который Ему послужил, никогда не оставляет без внимания. Пётр (будущий) предоставил Ему лодку, Господь тут же с ним расплачивается. И проявляется вот это удивительное послушание Симона. Это всё-таки наставник, а тот – профессиональный рыбак. И Он профессиональному рыбаку говорит: «Кинь там сеть», тот отвечает: «Ладно, за послушание брошу, хотя всю ночь ловили, ничего там нет». Он ещё в то время не знал, что перед ним Сам Бог, Который может из воды хоть рыбу сделать, хоть кита, а хочешь – гиббона, хочешь – уссурийского тигра. Из сетки – раз! – и вдруг уссурийский тигр. Для Бога это вообще не составляет никакого труда. Но будущий Пётр ещё об этом не знал.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть (Лк. 5, 6-7). То есть такого улова не было на Геннисаретском озере никогда и ни у кого. Поэтому и сеть прорывалась, потому что никак нельзя было рассчитывать на то, что в одном месте будет столько рыбы, что сеть прорывается, и две лодки настолько полны, что они начинают тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Почему он так сказал? Потому что он понял, что это чудо. Это чудо явилось за его послушание. Если б он каждый раз, когда Господь ему что-то предлагал, как маленький ребёнок бы упирался, как маленькие дети упираются, когда их ведут в церковь («Не хочу, не буду, хочу спать!»), то он бы ничего и не получил. Но он проявил послушание, получил награду от Господа, и на особой примете оказался у Христа Спасителя за свои душевные качества. Народу в Израиле было много, но Господь не всех выбрал апостолами, а только некоторых. Благодаря качеству их души: скромности, послушанию, смирению. Вот на этой благодатной почве в дальнейшем и родилось апостольство.

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону (Лк. 5, 9-10). Почему Лука их перечисляет? Потому что они тоже стали апостолами, они почувствовали, что они присутствуют перед великим чудом. Вообще чудеса у каждого человека случаются ежедневно, но большинство людей тупо эти чудеса приемлют и говорят: «Повезло!», как будто прям само что-то там им везёт, вместо того, чтобы отблагодарить Бога. А эти ребята очень глубоко поняли источник этого «повезло». Этим они, собственно, и отличаются от всех нас.

И сказал Симону Иисус: не бойся; – это Он об ужасе, который они испытывали, – отныне будешь ловить человеков – то есть сразу его призывает к апостольству. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним (Лк. 5, 10-11) Оставили и сети, и рыбу. Пётр даже семью оставил и пошёл за Ним – послушно, как будто он всю жизнь за ним ходил. И стал апостолом Петром, одним из самых известных людей на земле. А был простой рыбак, и так до смерти даже не научился читать и писать. Даже те Послания, которые у нас входят в состав Священного Писания, он диктовал. Кто же его умудрил? Господь Святый Дух. А начало положил Сам Христос, Который его обучал Евангелию.

Теперь надо поговорить о том, что сказал Христос: «Будете ловцами человеков» (см. Лк. 5, 10). Вот этот чудесный улов дал повод Спасителю совершить такое очень красивое сравнение. Церковь подобна ловле рыб. Господь с помощью Своего слова раскидывает сеть – слово Божие. Люди во вселенной – 7,5 миллиардов – это рыбы. А кто является рыбаками? По замыслу Божию этими людьми должны быть все христиане, они должны уловить эту рыбу для сетей Спасителя. Не с целью того, чтобы её изжарить, нет. Цель обратная – чтобы привести в Царствие Спасителя. Вот такая цель. И каждый христианин должен этому послужить, и Господь говорил, что тот человек, который послужит спасению другого, себе покроет множество грехов (см. Иак. 5, 20). Все люди грешные. Ну, степень, конечно, разная. Но в этом осуществляется служение Церкви. Каждый христианин должен быть не просто крещёным – этого совершенно не достаточно, это только дана некая возможность. А одна из целей служения христианского заключается в том, чтобы собственным примером, изучением Священного Писания стать таким искусным рыбаком, который сможет для Христова Царствия уловить одного-другого человека. И понятно, что начинать надо с собственного пруда в собственном дворе, то есть в собственной семье. Рождаются дети – совершенные дикари, а когда ещё маленькие, они ещё вполне животные – ничего не говорят, ничего не понимают, и к ним и отношение должно быть такое заботливое, как о домашнем зверьке. А уже потом, с годика, у него начинается бурное развитие его умственной жизни, речь появляется. И задача отца, и мать ему должна быть в этом помощницей, вот этих людей, данных им от Бога, превратить в христиан. Из зверьков, из дикарей – просветить. Под просвещением имеется в виду, конечно, просвещение христианское. Чем просветить? Светом Христовой истины. Вот такая цель существования вообще на земле семьи, да и самого человечества. Цель – это совсем не экономика, совсем не промышленность, совсем не вооружение. Это дело вторичное. А самое главное – преобразовать душу, потому что все обычные труды человеческие направлены только на эту коротенькую жизнь – от взрослого состояния до смерти, то есть лет 30-40. Ну, если ты артист, то можешь до ста дожить, но всё равно сто лет – это не так уж много. А обычный человек живёт 70 лет, и это очень небольшой период. Но от того, какова твоя душа, зависит твоя участь в вечности: либо ты оставшуюся бесконечную жизнь проведёшь в аду, отверженным от Бога и отверженным от Церкви Небесной, либо, наоборот, ты достигнешь объятий Христовых и будешь в доме Отца своего Небесного. Это по выбору. И это должен быть, как теперь говорят, информированный выбор. И об этом информировать, этому учить должны отец с матерью. Не ограничивать только кормлением, прогулками, лечением, одеждой, жильём, это дело десятое. А самое главное – то, о чём было сказано допрежь того.

Вот для этого Христос основал Церковь. Святые отцы говорили, что Богу угодно, чтоб спасение человекам было от людей. А под Церковью подразумеваются люди, которые восприняли слово Божие для того, чтобы продолжать Его дело. Я даже пример привёл про лодку. Вот что две тысячи лет с этой лодки говорится? Одно и то же. Ни слова не прибавляем, ни слова не убавляем, повторяем слова Господни, объясняем, что это значит, и дальше это передаётся от поколения к поколению. Мы умрём – на наше место придут другие люди, которых мы научим. В нашем храме 25 священников подготовились, они уже проповедуют вовсю, они умрут – за ними придут следующие. И так далее. Вот уже две тысячи лет слово Божие звучит. И через слово Божие, через Причастие Святых Христовых Таин Христос присутствует среди нас, и каждый человек, вновь даже зашедший, если у него сердечко может ещё воспринимать, это ощутит. Как Пётр почувствовал. А вещь-то обычная: ну рыбу поймали – экая невидаль! А он почувствовал присутствие Бога здесь – через чудо. Каждый человек, у которого сердце открыто, в храме обязательно почувствует, что здесь не просто собрание людей, а здесь Христос присутствует во всей Своей полноте – и Телом, и Духом, и Словом. И каждый человек может к Нему приобщиться. А может и не приобщиться. Это уж как он сам захочет, в Церкви никакого насилия никогда не происходит. И Господь не заставлял будущих апостолов: «Так, приказываю вам завтра в 7:00 явиться...», нет. «Пойдёмте!» – они пошли. Пригласил. Вот таким образом Христос и действует две тысячи лет, и из маленькой общины Церковь разрослась на миллионы и миллионы людей. Степень воцерковлённости у всех разная, некоторые становятся апостолами. Иннокентий Московский всю Сибирь просветил, дошёл до Аляски, Николай Японский Японию просветил, Нина Грузию просветила, Кирилл и Мефодий – вообще весь славянский мир своими трудами. Недавно мы праздновали память Дмитрия Ростовского. Он жития святых написал, которые мы двести лет читаем и радуемся, уже третье столетие пошло. Представляете, написать такие книги, которые люди будут за тобой читать? Причём, читают не десять человек, не пять. Тютчева кто читает? А это великий русский поэт. Ну, 15 человек в Москве, может быть, и читают Тютчева. А попроси рассказать стихотворение какое-то. Ну, Пушкина ещё с Есениным вспомнят. А Тютчева... Ни один из здесь присутствующих Тютчева не процитирует ни одного четверостишия.

Богу угодно, и Он так и сказал Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Вторую часть выполняют, хотят всех детей покрестить. У нас крещёных в стране 84 процента, это больше ста миллионов человек. И всё. И люди думают, что этим всё ограничивается. Это совершенно не так. Сначала надо научить, а потом крестить, тогда будет какой-то смысл.

Поэтому очень важно это Евангелие от Луки, которое мы сегодня читали. Оно призывает нас к тому, чтоб мы начали тоже трудиться над тем, чтобы стать ловцами человеком. Некоторых рыбок мы уже никогда в сеть не затащим, они уже уплыли далеко в другие океаны, пропадают в дальних морях, но каждая встреча с любым человеком может закончиться тем, что он сквозь наше сердце войдёт, как через дверь, и увидит Христа Бога нашего, или эта дверь закроется. Потому что при встрече с некоторыми так называемыми христианами люди уже больше вообще слово «церковь» и слышать не могут: «Спасибо большое, я уже был, больше не надо!». Очень многие люди – слава Богу, их меньше – являются не дверью в Церковь, а наоборот, они играют роль бесов, которые отвращают людей от Церкви. Поэтому понятно, что у них и в семьях всё вверх ногами, и даже детей они не могут научить ну просто элементарно себя правильно вести. Я уж не говорю о внутреннем состоянии, но даже не могут сделать так, чтоб их дети хотя бы внешне напоминали воспитанных людей. Отчего это происходит? Оттого, что не знают Священного Писания. А мы должны в первую голову своего просвещения поставить Священное Писание.


Наверх