На Благовещение Пресвятой Богородицы. 1891 г.

На Благовещение Пресвятой Богородицы. 1891 г.

Время, предназначенное в предвечном Совете Божием для приготовления рода человеческого к принятию Искупителя, истекало. Мир языческий в конечных результатах своей науки дошел уже до полного отрицания самой возможности познать истину и лежал в нравственных развалинах; мир иудейский исказил истинный смысл Божественного Откровения ветхозаветного, застыв в мертвой обрядности. Человечество сознавало всю необходимость нравственного обновления, перерождения и, не имея для того опоры в собственных нравственных силах, ждало Божественной помощи, ждало напряженно и томительно примирения с разгневанным Божиим правосудием. А между тем срок исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии уже близился к концу... И вот, в это исключительное, единственное в истории человечества время небесный вестник Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии, благовествует о величайшем таинстве Божественного домостроительства, совершении всех пророчеств и обетований, осуществлении всемирных надежд и желаний, - о рождении от Неё Спасителя мира. Посольство и благовестие воистину великое, и самое рождение, возвещаемое ими, есть рождение необыкновенное, от века неслыханное: „Се Дева во чреве зачнет и родит Сына - Еммануила" (Ис. 7, 14). Како будет сие? Как она зачнет - Безначального, родит - прежде всех веков Рождаемого? Как, наконец, Дева родит, когда она мужа не знает? И слышится в ответ Пречистой Деве: Дух Святый найдет на тя, и сила Выишняго осенит тя. Это - чудо неизреченное, это - тайна величайшая, в которую и ангелы приникнути желают (1 Петр. I, 12). Посему-то и прибавляет Архангел, ссылаясь на Божественное всемогущество: «не изнеможет у Бога всяк глагол». И этому чуду, совершившемуся для нас, суждено совершиться некоторым образом и над нами; эта тайна, возвещённая нам, должна повториться и в нас. Так должно: ибо тем путём, которым шёл Начальник нашего спасения Иисус, тем путём необходимо идти и нам, спасаемым чрез Него. Земное наше рождение даёт нам и жизнь земную; от плоти рождается плоть, а не более; от человека, в его естественном состоянии, происходят и сыны человеческие, а не сыны Божии. А так как человек в самом основании своего бытия и во в сем составе своём поврежден грехом, как печальным наследием от праотца Адама, то, по законам природы, и рожденный от человека рождается во грехе, зачинается в беззаконии. Поэтому, чтобы перестать быть сыном человеческим, чтобы приобрести иную, небесную жизнь - в Боге и сделаться сыном Божиим, необходимо и рождение свыше (Ин. 3, 7) - не от крове, не от похоти плотския, мужеския, но от Бога (Ин. 1, 18). Но подобно тому, как рождение плотское предполагает принятие человеком человеческого естества, отображение в рождённом образа родившего, так и духовное рождение от Бога есть приобщение Божественного естества (2 Петр. 1, 4), обновление и напечатление в человеке образа Создавшего его - Бога. Но существенный образ Божий (Евр. 1, 3; Кол. 1, 15) и, следовательно, высочайший образец для всех, желающих родиться свыше, быть сынами Божиими, есть Иисус Христос. Поэтому и духовное наше рождение собственно состоит в том, чтобы Христос вселился в нас или, по словам апостола, вообразился в нас (Гал. 4, 19) и изобразился во всем нашем бытии, во всех силах и способностях духа. В естественном рождении от Адама мы получаем от него в наследие образ ветхого, земного человека, получаем ту же плоть и кровь, которую он имел, ту же суету ума, испорченность воли, развращённость пожеланий, болезни и немощи тела. Подобно этому, в духовном рождении от Бога в нас изображается новый, небесный человек Иисус Христос, от Которого мы, хотя не в равной с Ним степени, получаем тот же дух (1 Кор. 6, 17), который Он имел, тот же образ мыслей, возвышенность чувствований, святость пожеланий. Тайна такого перерождения духовного, образ совершения его - непостижимы для мудрости человеческой, но оно должно случиться со всяким христианином. И оно случалось со всеми теми, кто внимательно следил за своею внутреннею жизнью, - со святыми Божиими. Как мы живо ощущаем естественную нашу жизнь, так они живо ощущали в себе, испытывали собственным внутренним опытом духовную жизнь, это воображение в них Христа. Они жили каждый в своем мертвенном теле, но жили уже не сами, а жил в них Христос; их собственное начало деятельности, всегда у человека естественного греховное, было упразднено, а жила в них и действовала сила Христова. Живу не к тому аз, говорит апостол Павел, опытно познавший тайну духовного рождения, живу не к тому аз, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу в Сына Божия... И нет ничего удивительного, что это рождение и жизнь духовная невидимы, непостижимы, если то же самое с полною справедливостью должно сказать и про наше естественное рождение, естественную жизнь в их основании. Присутствие и той и другой жизни, и жизни естественной - плотской, и жизни свыше - духовной, становится ясным только по проявлениям. Братья-христиане! Воспоминая ныне великое событие Благовещения Богоматери, Святая Церковь от лица всех нас радостно взывает: Днесь спасения нашего главизна. Спасения... Но спасение не есть нечто помимо воли нашей усвояемое нам Богом; для получения его требуются от нас усилия воли, выполнение многих условий. Бог не спасет нас без нас... И первое и самое главное условие нашего спасения есть духовное рождение, рождение свыше. Нам объявлено, что аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия; следовательно, если мы не исполним этого требования, то в нынешний день напрасно будем взывать, что днесь спасения нашего главизна. Да, нужно родиться духовно. Мы знаем, что духовная наша жизнь в её основании невидима для нас, непостижима и узнается только по внешним проявлениям. Итак, чтобы узнать, возрождены ли мы, чтобы увериться, обитает ли в нас внутренне Христос, посмотрим на наши дела, на нашу внешнюю жизнь, в которой для имеющих очи видеть достаточно ясно отражается жизнь внутренняя. Христос, Которому должно вообразиться в духовно-возрождённых, принёс на землю совершеннейший нравственный закон, которого Сам был первым исполнителем; Он греха не сотворил ни единого; Он праведен есть; Он победил мир; Он не искал славы своей, но славы Пославшего Его: и истинно-возрожденный, сообразуясь Христу, исполняет Его нравственный закон; рождённый от Бога греха не творит (1 Ин. 3, 9), творит же правду, побеждает мир весь со всеми его прелестями, со всеми его ужасами, и все делает единственно для славы Божией. И если мы идём этим славным царским путём, если во всей своей деятельности, во всех поступках, чувствованиях и пожеланиях мы бываем подражателями Христа и, по выражению апостола, ходим так, как Христос ходил есть (1 Ин. 2, 6), - то, значит, мы возрождены духовно, мы - истинные чада Нового Завета, сыны Божии по благодати. Тогда, и только тогда, духовно возрожденные, мы вправе и в нынешний светлый и радостный день устами Церкви с особенным восторгом воскликнуть: днесь и нашего спасения главизна! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 31-34

Наверх