Молитвенный дом и благотворительные при нем учреждения в местности гор. Тифлиса «Колючая балка»

Молитвенный дом и благотворительные при нем учреждения в местности гор. Тифлиса «Колючая балка»

Местность гор. Тифлиса, вод названием «Колючая балка», находится почти в центре города и непосредственно примыкает к людной и лучшей его улице – Головинскому проспекту. Почти напротив здания так называемой «разгонной почты» следовательно, в бойкой части Головинского проспекта, прямо в гору поднимается узкая улица, протяжением саженей в 100, – это и есть «Колючая балка». По-видимому, такое положение вблизи центра города должно бы было обеспечивать жителям этой местности спокойную жизнь, санитарное и инее благоустройство. Действительность, однако, до самого последнего времени далека была от этих справедливых ожиданий. Дело в том, что в «Колючей балке» проживает в тесноте и скученности, главным образом, бедный люд: мастеровые, прачки с семьями, по большей части, пришлый русский элемент.

Владельцы небогатых, скромных домиков несли повинности, налагаемые городским управлением, наравне со всеми, но взамен этого получали очень мало, почти ничего. Ни порядочной мостовой, ни освещения, ни санитарного благоустройства и проч. Школа отсутствовала, а между тем, стоит только пройти по «Колючей балке», чтобы увидеть, как много здесь детей, которые сидят, бегают, играют группами в маленьких дворах и на улице без всякого призора со стороны родных и старших, занятых тяжелыми работами дома или по найму в городе с утра до вечера. Зато, вероятно, вследствие той же близости к центру города, в «Колючей балке» расплодились кабаки, пивные, увеселительные заведения с тайными притонами разврата; довольно сказать, что до 1897 здесь числилось 11 духанов, – и это на протяжении каких-либо 100 саженей. Печальную известность стяжала себе в городе эта злосчастная «Колючая балка»: безобразия – спутники пьянства – здесь стали обычным явлением даже днем, усиливаясь и переходя всякую меру ночью. Здесь образовался притон для кутежей нижних чинов, бездомных бродяг и, к ужасу сказать, для переодетых юнцов, часто детей хороших родителей; эти юнцы здесь находили себе безопасное убежище и полную свободу от стеснительного надзора. Пьянство сопровождалось открытым развратом; пьяные, полунагие женщины появлялись свободно на улице, собирались по ночам в этих вертепах порока. Много преступлений совершено в этой местности, много ворованного добра оставлено в духанах и пивных, и немало юных душ погибло здесь нравственно навсегда.

Можно себе представить после вышесказанного, каково было положение тех домовладельцев и обитателей, которые имели несчастье поселиться в этой особой «балке». Дело дошло до того, что здесь оставались на житье только в том случае, когда по каким-либо причинам не представлялось возможности жить где-либо в другом месте, т. е. по преимуществу, домовладельцы, или связанные какими-либо условиями квартиранты. Таких жильцов, которые бы свободно поселились в этой местности по словам домовладельцев, «заманить было трудно и даром», – так тяжелы были здесь условия жизни. Можно себе представить, какие примеры видело молодое подрастающее поколение, какое растление вносилось в их души, и как большинство из них, при отсутствии школы и руководительства доброй семьи, готовилось увеличить в будущем ряды пьяниц, развратников и преступников. На несчастье, приходская церковь со школой отстоит от «Колючей балки» довольно далеко. Известно, что Тифлис весьма небогат приходскими храмами, и, например, на протяжении от военного собора, недавно к тому же выстроенного, до выезда из города но Военно-Грузинской дороге находится всего только одна приходская Иоанно-Богословская церковь с богослужением на славянском языке, да и эта церковь и ветха, и очень тесна. «Колючая балка» находится как раз в середине между собором и Иоанно-Богословской церковью. Приходской священник не оставлял без внимания этого заброшенного уголка своего прихода. Беседами при посещении домов и проповедями в церкви он расположил жителей «Колючей балки» обсудить, наконец, свое положение и принять какие либо меры к прекращению безобразных условий жизни. Словесными докладами он довел об этом до сведения бывшего экзарха высокопреосвященного Владимира и заинтересовал в деле высших представителей духовенства в городе, главным образом служащих при духовной семинарии. Наконец, путем печатного слова он старался обратить внимание и публики на несчастных обитателей «Колючей балки». Результатом было то, что обыватели, сплотившись, обсудили совместно свое положение и обратились в городскую управу с просьбой о принятии мер к улучшению их быта. Между прочим, жители просили управу уменьшить число кабаков, принять меры к искоренению открытого разврата в «Колючей балке» и к выселению развратных пьяниц-женщин, ютившихся при духанах, и улучшить санитарные условия. Просьба жителей была заслушана, и со стороны городского управления было решено принять меры к ремонту мостовой, поставить несколько фонарей, все же прочие пункты прошения жителей постановлено «оставить без последствий», как не заслуживающие, надо полагать, серьезного внимания... Таким образом, главное, существенное зло осталось попрежнему в полной силе. Изменение разве последовало только в том отношении, что в грязную погоду несколько поправленная мостовая, а в темные ночи несколько фонарей облегчили доступ к духанам и вертепам для их обычных посетителей.

Но раз сознанная потребность в улучшении быта сделала свое дело.

В начале сентября 1896 года приходской священник обратился к владыке-экзарху с подробным рапортом о религиозно-нравственных нуждах жителей «Колючей балки» и просил разрешения открыть здесь молитвенный дом – для совершения богослужения и церковно-приходскую школу – для обучения детей. Это было предметом первой необходимости. «Бог благословит доброе дело», – такую резолюцию положил владыка-экзарх на рапорте. К началу 1897 года были открыты и молитвенный дом во имя св. Феодосия Черниговского, и школа в особом здании на средства Иоанно-Богословской церкви и епархиального училищного совета, добрые люди не оставили без сочувствия доброго дела. Одна домовладелица «Колючей балки» уступила в своем доме бесплатно помещение для молитвенного дома (2 комнаты), жители и посторонние жертвователи украсили его иконами и снабдили всем необходимым для первого раза. Но радостнее всего было то, что молитвенный дом скоро сделался центром просветительной и благотворительной деятельности в районе «Колючей балки» и во имя служения меньшей братии собрал около себя кружок бескорыстных работников. Первым откликнулось на доброе дело семинарское духовенство, к нему присоединились и другие духовные и светские лица, мужчины и женщины; все трудились, кто, как и сколько мог, и по мере сил и возможности помогали молитвенному дому и материально. С открытием в Тифлисе епархиального духовно-просветительного братства 22-го октября 1897 года учредители молитвенного дома вступили в число членов нового братства, к которому и перешло заведывание молитвенным домом и всеми народившимися при нем учреждениями. Делу, таким образом, дано было прочное основание.

Об учреждении молитвенного дома и о нуждах жителей «Колючей балки» доведено было до сведения князя-главноначальствующего, и, по его распоряжению, в скором времени в районе «Колючей балки» закрыты были духаны и другие притоны, мостовая исправлена, и в настоящее время улица стала неузнаваемой. Остается только самую «Колючую балку» в знак обновления ее жизни, назвать Феодосиевской улицей.

Богослужение в молитвенном доме совершается 5 раз в неделю. Время от времени служат здесь соборные торжественные вceнощные, причем всегда предлагаются беседы богомольцам Богослужения эти вызывают особый наплыв молящихся. При богослужении поет хор, организованный из детей проживающих в «Колючей балке». Общее заведывание молитвенным домом по воле владыки-экзарха, вверено одному из членов братства, который имеет свой день в неделю для богослужения и проповеди. Один из священников служит воскресные вечерни и беседует с народом, он же совершает вечерни по вторникам, и при этом беседует исключительно с детьми, которые собираются в эти дни на богослужение во множестве. В трудах проповедничества и собеседование с народом принимают участие и светские лица; одним из них, предложен народу ряд совещаний о воспитании детей. Нашелся священник, который взял на себя обязанности духовника «Колючей балки», обходил убогие домики, посещая больных и располагая к исполнению христианского долга говения, иногда таких, которые, по их собственному признанию, не видели церкви по 10 и 20 лет, так как проводили время в разгуле и пьянстве. В деле духовного их возрождения весьма ценно было участие одной почтенной дамы из высшего общества. Она со своей дочерью с усердием и терпением посещала больных, читала неграмотным из них слово Божие, грамотным оставляла книги для чтения, помогала материально беднякам, особенно детям, и притом так, что левая рука не ведала, как расточала десятки и сотни рублей рука правая...

Скоро помещение, отведенное для молитвенного дома, оказалось тесно.

Нашлись работники и работницы, изъявившие желание открыть воскресную школу, которая быстро наполнилась желающими учиться. Этих желающих набралось более 100 человек, но оказалось возможным принять только 30. Пришлось рядом с уступленным бесплатно помещением для молитвенного дома нанять комнату для воскресной школы. Немедленно же пришло на мысль открыть здесь небольшую библиотеку и народную читальню; нашлись жертвователи книг, и книжные шкафы поместились в воскресной школе, руководители которой приняли на себя труд в раздачи книг. Решено было бедным детям после занятий в воскресной школе предлагать чай. Для дела милосердия открывалась все более и более широкая нива; бедность во всех видах стучалась в двери и просила помощи, – помощь давали и деньгами, и другими способами. В течение всего времени существования молитвенного дома производилось посещение бедных по домам, снабжение их пищей, одеждой, оказывалась помощь деньгами и лекарствами. Пользовавшихся пособиями было более 200 человек. Некоторые больные, не имевшие присмотра, поручались заботам лиц, живущих в «Колючей балке» и изъявивших на то свое желание; были случаи, что больных приходилось выводить из нездоровых помещений, и находить для них лучшие и здоровые квартиры. Давались также средства на погребение, а некоторые умершие были погребены всецело на счет учредителей молитвенного дома. В минувшую Пасху на собранные деньги куплены для больных в районе «Колючей балки» пасхи, яйца, мясо, вино и проч., что и было роздано 57 особенно бедным семьям; около 20 рублей выдано деньгами. Находились среди бедняков такие лица, которых нужда в 70 лет от роду приводила к мысли о самоубийстве: находились такие, которым нужен был, прежде всего, кров, и которым временные и незначительные пособия были бесполезны.

Пришлось еще нанять комнату для таких бездомных и беспомощных, рядом с молитвенным домом, и дать им возможность получать ежедневно чай. Так образовался зародыш приюта для беспомощных и старых, – учреждение, которое заслуживает особого внимания и которое должно закрыться, если не будет средств для его поддержания. Есть теперь среди работников молитвенного дома и врач, который изъявил полную готовность бесплатно принимать больных и бесплатно же им раздавать лекарства. В деятельности его принимает участие и его семья. Один из чиновников-домовладельцев принял на себя обязанности ктитора молитвенного дома, и его энергическое участие, как представителя местных жителей, обещает быть особенно ценным. Отдельная комната около молитвенного дома нанята и отведена под квартиру церковника (он же псаломщик), который оказался необходимым для служб церковных и для надзора за всем помещением молитвенного дома. Есть еще одно учреждение при молитвенном доме, стоящее как бы особняком, это – иконописная мастерская, для которой тоже нанята особая комната.

Вырученные за иконы деньги, вместе с доходом от продажи свечей при богослужении и с небольшими частными пожертвованиями, составляли доселе источник существования молитвенного дома и находившихся при нем учреждений. Всех денег в настоящее время имеется 800 рублей.

Но и при таких небольших средствах работники при молитвенном доме бодро смотрят в будущее. В этой доброй надежде подкрепляет их пример подобных же учреждений в других городах России, начинавшихся с малого и достигших больших результатов. Первые 11/2 года деятельности показали ясно, что работы предстоит много, что работа отвечает насущным потребностям жителей «Колючей балки», что она увенчалась некоторым наглядным успехом. В декабре месяце 1897 года кружок работников молитвенного дома был утешен таким коллективным заявлением, подписанным 60-ю лицами: «Мы, нижеподписавшиеся, проживающие в «Колючей балке» и вне этой местности сим имеем долг выразить свою искреннюю готовность служить молитвенному дому св. Феодосия, что в «Колючей балке», чем кто может: во-первых, посильными денежными средствами, во-вторых, личным трудом, каждый из нас по своему ремеслу или вообще знанию, профессии, чтобы таким образом всегда поддерживать во всех отношениях как самый молитвенный дом, так и все при нем устроенные учреждения».

Доброе семя взошло, и надо не дать ему погибнуть. Необходимо покуда кратко обозначить и наметить цели, к которым стремится кружок работников при молитвенном доме. Необходимо дать этому кружку какую-либо объединяющую организацию, в виде особого отделения Тифлисского братства, не порывая с ним связи. Самый молитвенный дом пока следовало бы расширить, а в будущем настоятельно нужно иметь свой братский храм, или – еще лучше – церковь-школу, и при ней сосредоточить все просветительные и благотворительные учреждения. Храм в этой местности решительно необходим не только для «Колючей балки», но и для прилегающих улиц города.

Необходимыми учреждениями при этом братском храме должны быть: зал для народных чтений, школа для детей и особая воскресная школа для подростков и взрослых, народная библиотека и читальня. Существующий приют для беспомощных и старых, желательно было бы расширить и устроить при нем ежедневную чайную и хоть праздничную бесплатную столовую для бедняков и для жильцов приюта.

Здесь же желательно иметь особо нечто в роде «яслей» для детей прачек и других работниц, уходящих на целый день из дома, и, если возможно, также ночлежный дом для бездомных, но дом этот устроить на строго христианских началах, т. е. завести в нем безусловную трезвость и порядок доброй семейственности: утреннюю и вечернюю молитву, религиозно-нравственное воздействие на ночлежников, помощь материальную в виде отпуска чая, даровых праздничных обедов, одежды и проч. Отсюда ночлежники могли бы переходить в дом трудолюбия. При братском храме положительно необходимо для «Колючей балки» учредить общество помощи беднякам и общество трезвости.

Особого внимания требуют дети; список тех из них, которые остаются без надзора и особенно нуждаются в помощи, в сентябре месяце решено сообщить Тифлисскому Обществу попечения о детях, а для преподавания в воскресной школе с сентября же месяца решено просить учебное начальство отпускать учениц специального педагогического класса женской гимназии.

Решено также для воскресной школы и для народных чтений нанять в нижнем этаже здания, где помещается молитвенный дом, довольно вместительный зал.

Наконец, хоть и не сразу и не сейчас, хотелось бы что-нибудь сделать для «Артиллерийской балки» и для пригородной местности «Харпухи». Последняя особенно нуждается в заботах, так как на протяжении от Сионского собора, по направлению к епархиальному свечному заводу (до конца города), имеются и мусульманские, и армянские школы, и храмы, но отсутствуют начальные школы для православных – русских, греков и грузин.

Молитвенный дом в «Колючей балке» два раза посетил высокопреосвященный Владимир в бытность экзархом Грузии. В оба свои посещения владыка беседовал с народом, подробно осведомлялся об его нуждах, причем высказал, что он молился с особенным чувством в этом по виду убогом молитвенном помещении и что он надеется на устроение здесь храма. Когда же владыка уезжал из Тифлиса на кафедру Московской митрополии, то, принимая от жителей «Колючей балки» поднесенную ему икону «Доброго Пастыря», он высказал надежду и сердечное желание, чтобы небольшой молитвенный дом, как сионская горница, послужил во тьме источником света.

Верится от всей души, что слова архипастыря исполнятся, и доброе дело не погибнет, не останется без поддержки и не будет забыто добрыми людьми.

Странно подумать, что среди нашей интеллигенции встречаются люди, с юных лет тоскующие, не находящие цели и смысла жизни, угнетенные «убылью души» и, как они выражаются, «отсутствием живого дела»! А тут стоит и ждет работников только что поднятая новь, могущая воздать сторицей за каждое зернышко любви! Кроме пожертвований от избытка, нужны жертвы или, вернее, милости невесомые и неоценимые на деньги: личный труд, доброе слово, ласкающая рука на головке осиротевшего ребенка или гибнущего бродяги. Тут есть чем озарить души тысяч людей, тоскующих от своей праздности или беспочвенности, тут хватит живительной духовной пищи на тысячи жизней. Особенно нам, здешним русским людям, надо подумать об этом. Нелегко здесь живется нашему простолюдину: он лишен той атмосферы, при которой там, на далекой северной родине, он и в пороке и в беде знает минуты просветления. Нужно дать ему ату атмосферу, создать обстановку, при которой ему легчилась бы тяжкая борьба за нравственное существование. А для этого нужно вернуться и вернуть его к духовной основе жизни. Надо чтобы все доброе, – и материальная, и духовная плмощь, – формировалась в Церкви; чтобы истина и добро исходили от вечного источника неприложной Истины и безусловного Добра...

Наверх