Проповеди на праздники:

Молитва. Слово в праздник Преображения Господня и пред молебствием по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. 06.08.1904 г.

Молитва. Слово в праздник Преображения Господня и пред молебствием по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. 06.08.1904 г.

Во время оно, поят Иисус Петра, Иоанна и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся (Лк. 9:28–29).

О молитве, о чудном преображающем действии молитвы говорит нам нынешний праздник и пример Господа Ииcyca. К молитве же призывает ныне наш Государь всех Своих верноподданных словами прочитанного сейчас торжественного манифеста по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича.

Что такое молитва? Каковы ее виды, правила, цели? Нередко задают подобные вопросы и нередко ими занимаются. Может быть, в целях образовательных или научных и нужно это, но для верующего в простоте сердца христианина, но для непосредственного религиозного чувства такие вопросы – вопросы лишние. Кто верует, кто религиозен, для того молитва так же близка и естественна, как свет для глаза, как мысль для ума или добродетель для совести: она сама собою возникает и поднимается в душе, она сама собою и выливается пред Богом, как выливается слово, чувство – общение любви у ребенка по отношению к горячо любимой матери. А кто не верует и не религиозен, для того и молитва и самое слово о ней – непонятны, как непонятно объяснение белого и красного цвета для слепого от рождения; для такого человека излишни и не нужны, бесполезны и безрезультатны самые красноречивые и высокоученые рассуждения о молитве...

Впрочем, это уродство духа, это печальное извращение человеческой природы, к счастью, бывает чрезвычайно редко; случаи такого нравcтвенного идиотства еще реже идиотства умственного.

Вообще же, в человеческом сердце глубоко и неистребимо заложена Творцом потребность молитвы, и это служит и утешением, и бодростью, и радостью для нас, людей верующих, это побуждает нас восходить в подвиге молитвы от силы в силу: мы не можем отказаться от молитвы, как не можем отказаться от нашей природы, от духа, от ума или совести. Побеседуем об этом подробнее.

Говорят иногда о древних язычниках, как о людях будто бы безрелигиозных, живших без общения с высшим, духовным миром. Но говорят так или по невежеству, или по лукавству души, ищущей оправдания для своего нечестия. Кто знаком с историей и жизнью древних народов, тот не может не остановиться пред ними в изумлении: близкие к природе, чуткие к голосу ее, свежие по своим душевным силам и запросам, они оставили нам самые верные свидетельства и наглядные доказательства усердия к своей естественной религии; они украсили горы, дубравы, пустыни, города и селения храмами и жертвенниками в честь божества, которому они приносили все дорогое; тысячами тысяч их жертвы курились по лицу всей земли и пред ними в молитве поднимались руки грешных и смертных сынов земли... Можно сказать, нет страницы в книгах, оставленных нам в наследие древними, – нет страницы, на которой несколько раз не встречалось бы имя божества. Они, эти древние язычники, были далеки от истины богопознания, которая дана только в Божественном Откровении; подавленные бременем первородного греха, они были бессильны сами, без помощи свыше, прозреть в эту истину: но они к ней стремились, жаждали ее, о ней воздыхали, и в молитве искали просветления и примирения, покоя духа и того общения с Богом, без которого душа человека вянет, сохнет и гибнет, как тело без воды, в мучительной жажде. «Обойдите всю землю, – так приблизительно говорит один древний языческий мудрец, – вы найдете города без стен, встретите людей, совсем не имеющих домов и живущих в пещерах, не знающих может быть и употребления огня, но вы не найдете народа, не имеющего жертвенников и не знающего о богах» (Плутарх). С этим свидетельством древнего наблюдателя сходится заявление одного новейшего и знаменитого путешественника: «Я изследовал все земли, – говорит он, – я побывал на всех морях, и могу сказать, что вера в Бога, надежда на Него и молитва к Нему не оставляют человека на самой низшей ступени развития; с нею дикий негр уходит в дремучие леса; на гнилой доске бесстрашно отправляется в бурное море, и, умирая в когтях льва или тигра, на берегах Нила, он устремляет взор свой к небу, ища там примирения» (Ливингстон).

Но оставим эти сведения, доступные и известные лишь людям науки. Обратите внимание еще на одно замечательное явление, которое может наблюдать решительно всякий из нас, без всякого различия в степени образования. Обратите внимание: из всех земных тварей только один человек молится, умеет молиться и может быть научен молитве. Есть животные умные; есть животные, о которых неумеренные их хвалители рассказывают, будто у них можно найти даже проблески совести; есть животные, отличающиеся, и вправду, верностью, преданностью. Но нет из них ни одного, которое могло бы молиться. Только человек имеет тело, обращенное вверх; только его разумное чело поднято к небу; только его богоподобный дух одарен высокою и святою способностью в молитве обращаться к Богу и в молитве жить с Ним непрестанно.

Итак, молитва есть постоянная, всеобщая потребность человеческого духа и в то же время она есть признак жизни истинно человеческой. Без молитвы, поэтому, жизнь человека идет на ущерб, умаляется, вянет, замирает и приближается к жизни животного; без молитвы человек – это зверь, быть может и умный, очень умный, но все же человеком он называется только по недоразумению, по одному внешнему виду, а не по внутренней сущности.

Господь Иисус был Бог и человек совершенный. Но посмотрите, потому именно, что Он – человек совершенный, в Нем и горел так ярко святой огонь молитвы. Младенцем Он приносится в храм; отроком Он три дня подряд не может расстаться с домом молитвы; в годы божественного учительства Он, всегда и со всеми кроткий, только раз воспламеняется священным гневом, и это было при виде оскорбления храма; в сорокадневном подвиге поста, пред выступлением на дело Своего служения, Он молится в пустыне; молится Он часто на горах и в уединенных местах; молится целыми ночами; молится и пред совершением чудес милосердия Своего; в молитве просветлело и преобразилось на Фаворе Его тело; в молитве же просветлел и дух Его в Гефсимании; с молитвою Он восходит на крест; с молитвою предает и дух Свой Богу...

Молитву же Он завещал всем Своим последователям; молитву завещали нам и апостолы, продолжатели Его дела спасения людей и воспитания их для царства Божия; наставлениями подобного рода полны их жизнь и писания, а один из них оставил в заповеде нам едва вместимое слово: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:17).

Чему всегда учила Церковь в течение веков? Прежде всего молитве. Что делала она сама? Прежде всего молилась, а затем уже учила, благотворила, управляла духовно жизнью и проч. И только люди грубые, духовно ограниченные и духовно-слепые, все рассматривающие с точки зрения самой грубой и животной пользы, неспособные подняться выше пожеланий и представлений о пище, питье и внешних удобствах жизни, могут думать и говорить, что бесполезен и не нужен подвиг молитвы. Таким довольно ответить словами Евангелия: «не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4:4); таким довольно ответить, что место их низменной философии – скорее среди четвероногих, а не в среде людей.

Конечно, высокие степени молитвы не всем доступны, или, правильнее сказать, доступны редким из людей; они – удел особо избранного духа и даются не даром: он требуют великих усилий, долговременного духовного труда и особого, высшего самовоспитания; они роднят человека с миром ангелов, у которых вся жизнь есть непрестанная молитва, непрестанная хвала и благодарение Творцу.

Но все же бывают моменты, когда, можно сказать, весь народ охватывает одно чувство и одна потребность молитвы. Такой именно момент мы теперь переживаем. Трудное время ныне для России; внешний враг, злобный и хитрый, давно изготовившийся к брани, вторгся в дальние пределы нашего отечества «в силе тяжкой»; он пришел туда, где великая Россия является воистину малою за невозможностью сосредоточить там все свои силы. Среди тревожных и смутных, порою безрадостных вестей, идущих с войны, нас поражают события, ясно говорящие, что и внутренние наши враги не дремлют. Льется русская кровь; падают Царские слуги; гибнут миллионы народного достояния, вся жизнь огромного государства ушла на борьбу со врагом. Где спасение от уныния и малодушия? Где надежда, непоколебимая надежда на светлое будущее и благополучное окончание тяжкой брани? Напряжение всех сил души народной может и должно прежде всего разрешиться в молитву. Только она одна сохранит нам ясность духа, бодрость, мужество и то непоколебимое спокойствие, которое всегда проявляла Россия в виду самых тяжких испытаний и которым был силен и непобедим наш народ, воспитываемый в течение веков в духе молитвы православною Церковью. Настоящее тяжко; будущее неизвестно, оно может быть исполнено всевозможных случайностей: «молитесь, – говорит нам Спаситель, – молитесь, да не внидете в напасть» (Лк. 22:46); «молитесь, – учит апостол, – молитесь, да исцелеете»... (Иак. 5:16).

Но вот среди грозы военной непогоды и бранных тревог светлым лучом всенародной радости пришла весть о рождении давно жданного Наследника Царского Престола. Радость Царя – наша радость; и опять здесь для нас побуждение к молитве, – к молитве хвалы и благодарения Господу за сохранение Царского рода, за преемственность Царского престола, за охрану спокойствия нашей родины в будущем. Но не эта одна молитва просится в душу. Благоговеть должно пред каждым рождением в мир человека, как пред великим и непостижимым таинством жизни; и пред каждым новорожденным стоит тревожный вопрос близких и родных: что убо отроча сие будет? (Лк. 1:66). Но здесь близкие и родные – вся многомиллионная Россия; здесь с жизнью Первородного Царского Сына столько может быть связано для нас в будущем интересов, столько событий, самых важных, самых глубоких и жизненных!..

О, молись, Россия! Молись, чтоб эта радость, пришедшая к тебе во дни печали, разгоралась все ярче и ярче. Молись, чтоб этот новый отпрыск жизни в Царственной Семье, родившийся посреди ужасов и вестей о смерти, знаменовал бы собою жизнь для России и, воистину, принес бы ей в будущем жизнь полную, бодрую, достойную, блещущую всеми красами бытия и всеми силами и дарами духа!

Ведь он, этот Царственный Младенец, и сам как бы повит молитвою от дней зачатия и рождения. Два года назад, ровно два года, в памятные дни месяца июля Государю Императору угодно было воспомянуть молитвы и труды великого и чтимого всероссийского молитвенника старца Серафима Саровского; по Царскому благочестивому желанию, было доведено до конца начатое в Святейшем Синоде дело о прославлении преподобного. Прошел после того год, и в июле же месяце прошлого года в Сарове сотни тысяч православных торжествовали прославление праведника, а с ними и во главе их Царь с Царицею.

Мы знаем, как принято было это событие в народе и как истолковано: народ верил и говорил единогласно, и не сомневался в том, что Царь с Царицею прибегли к молитвам преподобного и просили себе сына... И могло ли быть иначе при виде великого подъема народной веры, при виде многочисленных чудес у мощей угодника? Прошел и еще год, только что минуло торжество годовщины открытия мощей преподобного Серафима, на которое опять Царь наш отозвался чутким сердцем и одушевленным словом, – и вот, в исходе июля, как новый Самуил, «выпрошенный и вымоленный у Бога», в осенении молитв преподобного угодника, как дар веры и молитвы Царственной Четы, рождается ей первородный Сын, надежда и опора Царя и царства. Воистину, от всех этих совпадений веет духом и образами Библии, и сердце загорается высоким религиозным настроением, и чудится перст Божьего Промысла, и на уста просится молитва...

Сам Царь наш ныне призывает нас вместе с Ним вознести молитвы к Богу об Его первородном Сыне-Наследнике. Возлюбленные братие и соотечественники! В торжественный сей час Господу помолимся! Помолимся, да возрастает и крепнет Царственный Младенец, исполняяся премудрости, в любви у Бога и человеков! (Лк. 2:40). Да будет Он, новый Самуил, истинным Самуилом нашей родины, обтекая грады и веси ее судиею мира, благоволения и молитвы! Рожденный во дни испытания России, да возрастет Он в царственной красе и крепости, мужая с летами, и да воспрянет оживить надежды великого нашего народа! Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-2/4_21

Проповеди на праздники:

Наверх