Молитесь за умерших

Молитесь за умерших

“Не хощу вас не ведати о умерших, да не скорбите… 
Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе” (1 Сол. 4:13-14).

Смерть близких, дорогих нам людей является одним из самых тяжких испытаний, посылаемых Господом Богом нам, немощным в этой временной жизни. Нет горше слез, чем слезы матери о безвременно отошедших в могилу любезных сердцу чадах. А с горем вдовиц и сирот какое горе сравнится? Однако ко всем этим глубоко несчастным людям, по взгляду мира, безутешным людям, Господь и Спаситель наш обращаете с увещанием: «Не плачьте!» Их же увещает и св. апостол Павел: «Не скорбите!» Что значит это? Конечно, не то, что мы должны из сердца выкинуть, забыть дорогих нам покойников. Нет. Мы должны любить их по смерти, как любили при жизни их, — но не скорбеть об их смерти, ибо для нас, христиан, общение любви с дорогими нам лицами смертью не расторгается. Сам Господь даровал нам благодатные средства для такого общения. К таким средствам относится, прежде всего, молитва. Она и между живущими, но разлученными друг от друга на земле, есть самое лучшее средство духовного общения. Так св. апостол Павел всегда молил верующих: непрестанно молиться о нем, чтобы Господь дал силу и действенность его слову и проповеди, равно как и сам он непрестанно молился о них, чтобы Господь утвердил их в вере и жизни христианской. И нет сомнения, что молитва за верующих вспомоществовала апостолу, а его молитва – верующим.

Поразительный пример силы и действия взаимной молитвы находим в Деяниях свв. Апостолов. Св. апостол Петр, заключенный в темнице, спал между двумя воинами «молитва же бо прилежна бываема от Церкве к Богу о нем» (Деян. 12:5). Что же было следствием этой молитвы? В ту же ночь Ангел Господень явился в темницу, разбудил спавшего апостола и вывел его из темницы. Тем более сильна и действенна молитва в отношении к душам умерших, для которых по разлучении с телом нет других утешений, кроме молитвы, и нет других радостей, кроме радования о Господе. Несправедливо, как думают некоторые, что нужды наших усопших братий нам неизвестны. Духовные нужды одни и те же и у живых, и умерших: милость и благоволение Отца небесного, прощение и оставление грехов и прегрешений наших, благодатная помощь Божья в исполнении всех намерений и желаний благих и богоугодных, мир и покой сердца и совести – вот что дороже всего для живых и умерших. «Упокой, Господи, души усопших раб твоих» — вот всегдашняя молитва и матернее благожелание св. Церкви душам почивших. Об этом должно молиться и нам…

Быть может, иная душа связала себя узами земных привязанностей: оплетшись житейскими попечениями при жизни, она не может освободиться от них и по смерти. Земные помышления о доме и домочадцах, о приобретениях и стяжаниях, еще тяготят ее, мучают ее, не дают ей свободно устремить весь ум и сердце к единому Богу. Помолитесь же о такой душе, да упокоит ее Господь в тихом пристанище Своего Царствия, да истребит и попалит в ней огнем благодати Своея память о житейских попечениях, да возгреет в ней любовь и желание вечных сокровищ, да упокоится она в сладчайшем уповании блаженства вечного… Быть может, иная душа, исповедавшаяся в предсмертный час торопливо и смутно, в полузабвении и смятении чувств, сокрушается и скорбит теперь, что не успела благовременно принести Богу покаяние истинное, полное, очистить грехи свои слезами сокрушения. Сознание неисповеданных и непрощенных грехов мучит, терзает ее. Помолитесь и о такой душе страдающей, да упокоит е еГосподь Бог под кровом Своего неистощимого милосердия, да приимется, хотя позднее, но искреннее раскаяние ее и да подаст ей оставление грехов…

Но кто исчислит все узы, которыми душа наша может связать себя в этой жизни и остаться связанной на всю вечность? Один позавидовал своему ближнему в глубине души своей, и уже наложил узы на душу свою. Или – посмеялся недостатку ближнего своего, и сделался по слову Господа, повинным в геенне. Иной сказал лживое слово, и сделался сыном отца лжи. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» (Служба понедельника 1 гласа). Посему, как бы свята ни была жизнь человека, никто не может поручиться, что он перейдет в мир иной вполне примиренным с Богом, что молитвенное заступничество живых собратий ему не нужно. Не было ли глубоко и искренне покаяние св. Ефрема Сирина? Но и он, предчувствуя кончину, молил ближних своих: «о, братие, напутствуйте меня в горний мир молитвами, псалмопениями и приношениями. Когда же исполнится 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, потому что мертвым помогают молитвы и приношения совершаемые живыми» (Твор. Ефр. Сир. Т. 7).

Другое средство общения живых с умершими – это милостыня. «Желаешь ли почтить умершего, принести ему дар, почти его милостынями, благотворениями и служениями» (Св. Иоанн Златоуст). Пошлите умершим в горний мир дары через руки нищих, страждущих. Сотворите по силе своей милостыню во имя усопших и будьте уверены, что дар ваш дойдет по назначению. Порукою сему Господь наш Иисус Христос, сказавший: «Понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). А Он ли, Всемогущий, останется в долгу у нас? Напитай во имя Его алчущего и жаждущего напои, и Господь насытит душу усопшего брата твоего явлением пресветлого, радостнотворного лица Своего и напоит его из источника благодати Пресвятого Духа Своего…

Быть может, обнаженная добрых дел и окаянная грехами душа сродника твоего стыдится пред свв. Ангелами и сама укрывается от лица Божья во тьме и мраке преисподней? Одень во имя ее нагого, омой ноги утомленному путнику, укрой пришельца, и Господь милосердный облечет ее одеждою заслуг своих, украсит ее порфирою оправдания Своего, омоет греховные нечистоты честною кровию Своею…

Быть может, душа друга твоего связанная пленница грехов и томится в темнице неведения лица Божья? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им, и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепит ее надеждою, обрадовать ее обетованием милости Божьей. Быть может переселившаяся отселе душа в мир духовный, не сблизившись молитвою с его святыми обитателями, явилась в мир горний, как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прими и упокой неимущего где главу свою подклонити, и Господь дарует ей одну из светлых обителей в доме Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню и, хотя он  и недостоин, Господь облегчит его, сжалится над ним».

Молясь об усопших, творя милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовится к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там, на место мучения. Мало ли, много ли Господь судить нам прожить на земле, но, то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорога к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины мирной, непостыдной, покаянной, не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестиво пребывает в теле, тот благочестиво и разлучается с ним. Кто с Господом живет, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот с Господом будет и по смерти.

«Иде же есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). «Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершие во Иисусе приведет с Ним».

«Вера и жизнь» 1936 год №10 1936 год, октябрь с. 209–212.


Наверх