Святая Евхаристия стала тем брачным пиром, который объединил всю Церковь. 2017 г.

Святая Евхаристия стала тем брачным пиром, который объединил всю Церковь. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о званных на брачный пир. Эту притчу донесли до нас два евангелиста – Лука и Матфей – в двух разных редакциях. Мы слышали сегодня тот вариант, который содержится в Евангелии от Луки.

В Евангелии от Луки Господь произносит эту притчу, идя в Иерусалим, а в Евангелии от Матфея Он произносит ее уже будучи в Иерусалиме, незадолго до Своего Крестного страдания и Своей Крестной смерти. Это значит, что Господь не один раз произносил эту притчу: Он переходил из города в город, из селения в селение, Ему встречались разные люди и одну и ту же притчу Он мог повторить несколько раз, при этом иногда Он к ней что-то добавлял, а иногда наоборот ее сокращал или как-либо видоизменял.

Если мы сравним притчу о званных на брачный пир в Евангелии от Луки и в Евангелии от Матфея, то увидим некоторые различия. Главное различие заключается в том, что в Евангелии от Матфея к этой притче добавлен целый эпизод, где появляется человек, который пришел на брачный без праздничной одежды и потому был изгнан оттуда. В том варианте притчи, который мы слышали сегодня из Евангелия от Луки, этого эпизода нет, но основной смысл притчи один и тот же – и в том, и в другом варианте.

Смысл заключается в том, что в этой притче Сам Господь приглашает людей на брачный пир. И те люди, которые были приглашены первыми, – это народ израильский, потому что именно к израильскому народу пришел Господь Иисус Христос, и он должен был первым откликнуться на проповедь Спасителя. Но они не распознали в Иисусе Христе Того, о Ком проповедовали пророки; Того, Кого они сами ожидали на протяжении многих веков. Им хотелось другого Мессию – того, кто прежде всего восстановит могущество израильского царства, и им не был нужен Тот, Кто откроет двери Царства Небесного для всего мира. Они не приняли Спасителя, осудили Его на смерть и добились Его распятия.

И тогда Господь позвал на Свою вечерю других людей – тех, кто по рождению не принадлежал к богоизбранному народу, но которые стали новым Израилем, ибо откликнулись на проповедь Господа Иисуса Христа.

Мы знаем, что история Церкви начиналась с небольшой группы людей. Книга Деяний апостольских говорит о ста двадцати – о тех, кто после Иисуса Христа решили остаться единой общиной и жить памятью о Сыне Божием. И этих людей скрепляла не только память о Спасителе и Его делах, но и то, что Он заповедал Своим ученикам творить в Его воспоминание – Священная Евхаристия, преломление хлеба, как она называлась в книге Деяний апостольских. И хотя первые христиане еще продолжали ходить в Иерусалимский храм и участвовать в храмовых богослужениях, у них было и свое особое богослужение – Святая Евхаристия. Это было повторение той Тайной Вечери, которую Господь Иисус Христос совершил со Своими учениками накануне Своей Крестной смерти.

Именно Святая Евхаристия стала тем брачным пиром, который объединил всю Церковь: сначала совсем небольшую группу, но затем эта группа разрослась в общину с сотнями и тысячами членов. Так, например, в день Пятидесятницы сразу несколько тысяч человек обратилось ко Христу (Деян. 2.41). Именно этот брачный пир Господа, который был установлен Им для всех последующих поколений христиан, соединял совершенно разных людей, иудеев и язычников, в единую церковную христианскую общину. Именно на этом брачном пиру они слышали рассказы о жизни и служении Иисуса Христа, вкушали вместе пищу, а под конец трапезы совершали то, что совершил Господь Иисус Христос – преломляли хлеб, который становился по их молитве Телом Христовым, и причащались вина, которое по их молитве становилось Кровью Христовой.

Так это было в ранней христианской Церкви, так это продолжается и по сей день. И хотя с тех пор прошло уже почти две тысячи лет, и за эти двадцать столетий сменились многие и многие поколения, да и обстоятельства, в которых живут люди, изменились до неузнаваемости, – Евхаристия по-прежнему остается неизменной и брачный пир остается открытым для всех желающих. Если же не приходят на него званные, то Господь зовет других, а если и те не хотят прийти, то в Церкви все равно никогда не оскудевает поток желающих участвовать в брачной вечере Господа. И мы верим, что по слову Спасителя «врата ада не одолеют» Церковь Христову (Мф. 16.18), что Церковь Христова будет стоять на этой земле до конца земной истории человечества. А затем ее бытие продолжится в будущем веке, куда члены Церкви перейдут и где, как мы слышим в Пасхальном каноне, мы будем истее причащатися той же Божественной брачной вечери в невечернем дни Царствия Божия.

Всякий раз, когда мы приходим на Божественную Евхаристию, мы в молитвах вспоминаем всю историю человечества: начиная от сотворения мира и человека, и включая всю историю Боговоплощения, которая донесена до нас святыми апостолами в Евангелиях. И мы сами являемся частью этой истории. Мы знаем, что многие поколения ушли и наше поколение тоже уйдет, а Церковь останется. И когда мы уйдем, придут на наше место новые люди, которые займут места на этой брачной вечере Агнца Божия. Но когда мы перейдем в тот мир, то и там эта вечеря будет продолжаться, потому что Господь Иисус Христос милостив ко всем людям. Он призывает каждого человека, и всякому, кто откликается на этот призыв, будет дано место на брачной вечере Господа – и в этой жизни, и в жизни будущей.

Будем приходить на Божественную литургию, причащаться Святых Христовых Таин и благодарить Господа за то, что мы стали званными. Будем просить Его о том, чтобы мы стали не только званными, но и избранными, чтобы Тайная Вечеря, которой мы причащаемся здесь, на земле, продолжилась для нас и в Царствии Небесном. Аминь.

Наверх