Господь откликается на всякое движение сердца человеческого. 2017 г.

Господь откликается на всякое движение сердца человеческого. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С сегодняшнего воскресенья – Недели о Закхее – Церковь начинает готовить нас к Великому посту, который наступит через четыре недели. К подвигу Великого поста Церковь приуготовляет нас евангельскими чтениями четырех предпостовых Недель, первое из которых посвящено мытарю Закхею.

Когда Господь, окруженный толпой людей, пришел в Иерихон, Закхей, который был мал ростом и не мог пробиться через толпу, чтобы увидеть Спасителя, залез на смоковницу и оттуда наблюдал за происходящим, желая хотя бы издали увидеть Христа. Но Господь, заметив сидящего на дереве мытаря, назвал его по имени и сказал: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19. 5).

Закхей хотел только увидеть, как Господь проходит мимо, а произошло то, чего этот человек никак не мог ожидать: Христос заметил его и сказал, что Ему надо быть у него в доме — сказал так, словно Он должен прийти к нему. В это трудно поверить, ибо облеченный властью, Закхей был презираем всеми за то, что сотрудничал с римлянами. И он был не просто мытарем, сборщиком налогов в пользу римлян, а начальником мытарей, то есть занимал в этой иерархии людей, работавших на римскую оккупационную власть, определенное положение.

Из евангельских текстов мы видим, что Господь приходил в гости к самым разным людям. Но в дом Закхея Он приходит без приглашения, ибо знает, что здесь Его ждут и примут. Христос хочет принести Свое благословение в дом сборщика податей – в ответ на движение души, которое подвигло мытаря, невзирая на насмешки окружающих, залезть на дерево, дабы увидеть Спасителя.

Господь откликается на всякое движение человеческого сердца и человеческой души. Бог всегда слышит нашу молитву, которую мы возносим к Нему, и неизменно отвечает нам, хотя мы и не всегда это чувствуем. Если мы хотим приблизиться к Господу, Он непременно идет навстречу: мы делаем только один шаг навстречу Богу, а Он в ответ  — десять или сто шагов, ибо видит не только наши действия, но и мысли, и чувства.

До своей встречи с Господом мытарь Закхей не сделал ничего похвального. По крайней мере, в Евангелии не говорится ни о каких его благодеяниях. Но когда Господь пришел к нему в дом, этот человек был настолько обрадован и растроган, что сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19. 9).

Закхей не готов отдать все свое имение, он говорит, что отдаст половину, ибо как человек расчетливый, он знает, что в этом мире нужно и себе что-то оставить. Его эмоциональный порыв не столь безудержный, ибо даже в этот момент он прекрасно осознает, что готов отдать только половину. И вспомнив обо всех, кого обидел, он, опять же, готов воздать им вчетверо, не более. Тем не менее, за одну только его готовность изменить свою жизнь, Господь принимает его раскаяние и говорит: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19. 9), – ибо Сам Христос пришел в этот дом, и через Его пришествие и через обещание, которое дал Ему Закхей, благословение Божие сошло не только на него, но и на всю его семью.

Мы должны помнить, что Господь Иисус Христос благословляет каждого человека, который обращается к Нему. Вокруг нас много людей, которые на пути к Богу делают только первые шаги, порой незаметные для окружающих. И мы должны быть особенно внимательными, тактичными и чуткими к этим людям, ни в коем случае ничего им не навязывать. Ведь зачастую навязывание христианской веры не вызывает у людей, далеких от Церкви,  ничего, кроме отторжения.

Это относится и к воспитанию детей, которым нужно прививать веру в Бога таким образом, чтобы они шли в церковь на богослужение с радостью, а не из-под палки. В противном случае, повзрослев, они перестанут ходить в церковь, как это часто, к сожалению, бывает с нашими церковными детьми. Но если в ребенке пробуждается личное движение навстречу Господу – эти ростки веры нужно взращивать, за ними надо следить, ибо именно здесь залог того, что человек останется в Церкви, сохранит веру. А все то, что ребенку будет навязано, все то, что он воспримет не по собственному желанию, а по настоянию родителей, впоследствии отпадет и пропадет.

Господь напоминает нам сегодня историю о мытаре Закхее, чтобы каждый из нас задумался: а как мы идем навстречу Господу и как отвечаем на Его готовность и желание быть с нами, благословлять нас, наших близких? Чем мы готовы пожертвовать ради наших ближних? Готовы ли мы, если Господь этого потребует, отдать половину своего имения? Если мы кого-то обидели, готовы ли мы не просто попросить прощения, но и воздать четверицею, стараясь стереть из памяти человека наш дурной поступок, дабы тот помнил о нас только доброе и хорошее?

В эти Недели, которые готовят нас к подвигу покаяния и Великого поста, будем вслушиваться в те евангельские рассказы, которые Церковь для нас выбрала: сегодняшнее повествование о Закхее, в следующее воскресенье – притчу о мытаре и фарисее, затем – притчу о блудном сыне, и, наконец, – в слова Господа Иисуса Христа о Страшном суде. Этот суд ожидает каждого человека, ибо каждый из нас, хотим мы этого или нет, даст ответ перед Богом о качестве своей жизни и о том, как он поступал по отношению к ближним.

Будем готовить себя к подвигу покаяния, который предложит нам Церковь, когда начнется Великий пост, – подвигу, что должен привести нас к празднику светлого Христова Воскресения. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх