Мать русской культуры

Мать русской культуры

Многоразличны факторы, содействовавшие пышному развитию русской культуры, но родительницею ее несомненно является Русская Церковь. Она родила славяно-русскую грамоту и от святого Кирилла до самого последнего времени вела к грамотности русский народ.

Она родительница той русской культуры, пред величием которой преклоняется весь культурный мир.

В раннем своем возрасте эта литература неотступно держалась за руку матери. Но и в последующее время, когда она стала совершать путь свой самостоятельно, творения величайших русских гениев носят яркие черты благородного влияния Матери-Церкви. Достоевский, Гоголь и другие являются не только мирскими художниками слова, но и церковными «вещателями».

Русская живопись, русское зодчество, русское ваяние, русская музыка родилась из недр церковных, на лоне церковном развивалась, в церковной области дали высокие образцы русского национального творчества. Доселе не превзойдены ни «Василий Блаженный», ни могучая мелодия древнего церковного обихода, ни строго церковные живописные творения. Творения русских песнописцев по силе и красоте приравниваются к псалмам Давида.

А русская наука разве не из недр церковных родилась? Русская философия не только встарь, но и в новейшее время занимается по преимуществу религиозными проблемами. Русское общественно-государственное мышление и строительство азы свои получило из рук Церкви и до самого последнего времени не отходило от благотворительного влияния Церкви.

Гордость русского народа – могучий, гибкий, звучный, выразительный русский язык никогда не выходил из сферы влияния Церкви.

Весь русский национальный быт настолько проникнут духом, законом, обычаями, понятиями Церкви, что русский перестает быть русским по духу, когда отходит от церкви. Это поняли коварные враги русского народа, когда в основу дела денационализации положили искоренение церковности. Но церковь имеет значение не только в области духовной культуры. Святые обители, эти исконные очаги труда и трудолюбия, дали славяно-русам образцы благоустройства и материальной культуры.

Гордая интеллигенция относилась пренебрежительно к обителям, не посещала их, не интересовалась ими и не подозревала, что она здесь могла почерпнуть многое такое, зачем она ездила по заграницам. Святые обители научили русский народ построению прочных зданий, украшению и благоустроению жилищ в национальном русском стиле.

Изучающий ныне древнюю русскую национальную материальную культуру стоит пред разительным фактом, что и эта культура родилась на Руси в недрах Церкви, в святых обителях. Даже те образцы этой культуры, которые слывут под именем княжеских, боярских и т.п. носят следы явно монастырского происхождения.

Родственною связью русской культуры с русскою церковью объясняется то, что в текущее лихолетье. Когда нынешние хозяева русской земли стремятся стереть с лица этой земли все национально-русское, в церковной области эти их усилия тщетны. Многое дорогое для русского ума и сердца обращено в руины. Но когда в нарочитые дни «от хладных финских скал до пламенной Колхиды» дружно раздаются райские звуки русского малинового звона, когда из глубины исстрадавшихся русских сердец вместе с надгробными рыданиями о славном прошлом плавно льется церковная песнь о вечном памятовании великих героев былого, когда наперекор жестоким «гонителям и мучителям», истребляющим все национально-русское, повсюду продолжает раздаваться бодрое, уверенное специально русское церковное «многое лета», тогда чувствуется, что истерзанный русский национальный организм еще не утратил своего внутреннего единства, что жива еще в нем воля к созиданию великого национального будущего.

Церковь, родившая русскую культуру, хранит ее и ныне, как свое дорогое детище. На лоне церкви даже в пределах интернациональной СССР русский еще живо чувствует Русь, а себя русским.

Как в пору лихой татарщины, как и ныне Русская Церковь является опять единою верною хранительницею русского национального сознания и русской культуры. Как тогда, так и ныне залог возрождения Руси в матери русской культуры – церкви.


Православный журнал «Вера и жизнь»

№6, 1926 год, июнь, с.3–5.


Наверх