Крест и храм. Речь при закладке церкви в 1-й Тифлисской женской гимназии великой княгини Ольги Феодоровны. 1899 г.

Крест и храм. Речь при закладке церкви в 1-й Тифлисской женской гимназии великой княгини Ольги Феодоровны. 1899 г.

Присутствуем сегодня, братья и дети, при знаменательном совпадении праздников. Крест воздвизаем… крест воздвизаем Господа Иисуса и радующеся возносим имя Его и Того величаем крайнее снисхождение (стих на «Господи воззвах» праздника); и храм основываем и полагаем сейчас начало его строения благословением и нарочитою молитвою. Мысль человеческая, естественно, любить искать сближения и связи в случайно совпадающих событиях; но если в делах житейских эта связь часто едва уловима и даже совершенно отсутствует, то в области религиозно-нравственных проявлений нашей жизни эта связь всегда может быть открыта и заключается в том единстве, которое дает этим проявлениям святая Церковь. Она связует их внутренним родством в единстве цели: всё направлять к славе Бога и к высшему благу людей.

Но нынешнее совпадение праздников наших, можно сказать, особенно близко и доступно душе христианской. Если Церковь, основывая храм, водружает на его месте крест; если во внутреннем убранстве храма она везде помещает изображение креста и крестом же неизменно украшает и освящает решительно каждую богослужебную принадлежность; если, и закончив здание храма, она увенчивает его опять тем же крестом: то не ясно ли отсюда, что здесь должна быть связь не временная и не случайная, а существенная и постоянная? Крест и храм - это два образа, два символа, в которые облекается одно и то же содержание. Христианская мысль привыкла не отделять креста от Христа распятого, а с распятым Христом представляет она неизбежно все величайшее и таинственное дело всемирного искупления чрез кровь Христову, излиянную за жизнь мира и доселе изливаемую, по вечной заповеди и обетованию Распятого, на алтарях христианских храмов. Итак, можно сказать, храм раздаёт только то, что приобретено крестом... и пострадавший на кресте Христос Иисус -вот Кто, объединяющий и Единый, должен заполнить наши мысли и сердца в настоящие молитвенные минуты нашего сугубого праздника.

Пусть же станет Он посреди нас, и Его небесное благословение на дело наше да снидет!

Пусть исполнится здесь, на этом месте, Его слово, сказанное некогда о храме Божием: дом Мой - домом молитвы наречется!(Лк. 19, 46; ср. Ин, 2, 18, Мф. 21, 13.)

Пусть исполнится здесь Его высокое обетование: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них! (Мф. 18, 20.)

Пусть раздается Ему на месте этом детская чистая хвала и детское осанна, которое с любовью некогда принимал Он от детей в дни земной Своей жизни! (Мф. 21, 15.)

О, призри же с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей (Пс. 79, 15), и утверди, и укрепи, и возрасти, - и плодотворным сотвори до века! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 305-306.

Наверх