Храм. Проповедь в Николо-Куз¬нец¬кой церкви г. Москвы. 1949 г.

Храм. Проповедь в Николо-Куз¬нец¬кой церкви г. Москвы. 1949 г.

В 26‑м своем псалме свя­той Давид гово­рит: “Одного про­сил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пре­бы­вать мне в доме Гос­под­нем во все дни жизни моей, созер­цать кра­соту Гос­подню и посе­щать [свя­тый] храм Его…” (Пс.26:4).

Если храм вет­хо­за­вет­ный вызы­вал в чело­ве­че­ском сердце такую любовь к себе, тот храм, в кото­ром еще не пре­бы­вала бла­го­дать Святаго Духа, то что ска­зать о нашем свя­том пра­во­слав­ном храме? Ведь после сво­его устро­е­ния пра­во­слав­ный храм пома­зы­ва­ется свя­тым миром, через кото­рое ему сооб­ща­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать, окроп­ля­ется свя­той водой. Ведь он слу­жит местом раз­да­я­ния бла­го­дати Свя­таго Духа чадам Пра­во­слав­ной Церкви. Ведь здесь среди нас, греш­ных, при­сут­ствует Сам Гос­подь Своим Боже­ствен­ным Телом и Своей Живо­тво­ря­щей Кровью.

Какой же должна быть наша любовь к свя­тому храму!

- Здесь — в нашем храме — место и нашего духов­ного рож­де­ния, и нашего вос­пи­та­ния, и при­го­тов­ле­ния к жизни буду­щего века. Здесь при­ста­нище и упо­ко­е­ние для каж­дого из нас от дней мла­ден­че­ства до послед­него чело­ве­че­ского издыхания.

В каж­дом из нас, кроме жизни телес­ной, есть жизнь духов­ная. Телес­ная жизнь зачи­на­ется, рас­тет и пре­кра­ща­ется. Духов­ная жизнь также зачи­на­ется в нас, также рас­тет, но нико­гда не ста­рится и не пре­кра­ща­ется. Телесно мы рож­да­емся от своих роди­те­лей, духовно мы рож­да­емся в свя­том храме — в таин­стве кре­ще­ния для веч­ной жизни, для Цар­ства Небесного.

Был день для каж­дого из нас, когда вос­при­ем­ники при­несли нас мла­ден­цами в свя­той храм, и он при­нял нас в свои мате­рин­ские объ­я­тия. Силой Духа Свя­таго в таин­стве кре­ще­ния Свя­тая Цер­ковь смыла с нас печать греха пер­вых греш­ни­ков — наших пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы, нарекла нам свя­тое хри­сти­ан­ское имя, соде­лала нас детьми нашего Небес­ного Отца, Кото­рый, по сло­вам апо­стола, не сты­дится нари­цать нас бра­тьями Сво­ими, и дала нам право быть наслед­ни­ками тех радо­стей веч­ного бла­жен­ства, какие Гос­подь Спа­си­тель при­го­то­вил для вер­ных Своих чад. Свя­тая Цер­ковь низ­вела в наши сердца дары Свя­таго Духа, поло­жив на нас в таин­стве миро­по­ма­за­ния “печать дара Духа Свя­таго”. После купели свя­того кре­ще­ния она вве­рила нас попе­че­нию ангела-хра­ни­теля. Свою духов­ную жизнь, жизнь во Хри­сте и со Хри­стом мы начали в свя­том храме. Здесь мы ее и продолжаем.

Ах, как же нам дол­жен быть дорог этот свя­той храм!

Для того чтобы духов­ная жизнь в нас росла и созре­вала, чтобы жизнь во Хри­сте углуб­ля­лась в нас и все крепче соеди­няла с нашим Гос­по­дом навеки, для души, как и для тела, нужны пита­ние, вра­че­ва­ние, укреп­ле­ние, дыхание.

Свое тело мы должны питать. Если оста­вим его без пита­ния, оно сла­беет, чах­нет и уми­рает. И наша душа без духов­ной пищи уми­рает для веч­ной жизни. Мы должны ее питать: она и алчет и жаж­дет, имеет свой голод и свою жажду. И если мы непо­сред­ственно, по гре­хам своим, вре­ме­нами не ощу­щаем этого голода, то мы не можем не видеть хотя бы частич­ных его про­яв­ле­ний в том­ле­нии духа, тоске, какие нередко наблю­даем в людях. Надо питать душу той духов­ной пищей, кото­рая этот голод уто­ляет вечно живым сло­вом Божиим, бла­го­да­тью Хри­сто­вой, кото­рая обильно раз­да­ется в наших хра­мах в таин­ствах и за бого­слу­же­ни­ями, тою Боже­ствен­ной Пищей, какая пода­ется нам в Свя­той Чаше.

Почув­ствуйте, доро­гие мои, всем своим серд­цем, как любит нас Гос­подь, оста­вив нам в пищу Свое Боже­ствен­ное Тело и Свою Живо­тво­ря­щую Кровь!

Перед тем как пре­дать Свое Тело на рас­пя­тие, а Свою Кровь — на изли­я­ние, Он собрал уче­ни­ков и, взяв в руки хлеб, бла­го­сло­вил его, пре­ло­мил и, пода­вая уче­ни­кам, ска­зал: “…приимите, ядите, сие есть Тело Мое” и, взяв чашу и бла­го­сло­вив, подал уче­ни­кам, говоря:

“Пиите от нея вси” (Мф.26:26-28; Лк.22:19-20).

Для того чтобы никого из людей не лишать радо­сти быть при­част­ни­ком этой Боже­ствен­ной Пищи, Он доба­вил к своим сло­вам: “…сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние”. Он пове­лел Свя­той Церкви совер­шать это свя­щен­ней­шее таин­ство и питать греш­ные души Боже­ствен­ным Телом и Кро­вью. И за каж­дой Боже­ствен­ной Литур­гией совер­ша­ется это вели­чай­шее свя­щен­но­дей­ствие, кото­рое не совер­ша­ется на небе.

В нашем свя­том храме на Пре­столе Божием при­но­сится Бес­кров­ная Все­мир­ная Жертва — та же, какую при­нес Гос­подь Иисус Хри­стос на Своем Гол­гоф­ском кре­сте. За этой Боже­ствен­ной служ­бой мы как бы стоим на Гол­гофе в тот самый момент, когда Гос­подь испус­кал послед­ний вздох на кре­сте, когда небо при­ми­ря­лось с зем­лей, и из уст Хри­сто­вых раз­дался пред­смерт­ный воз­глас: “Совер­ши­лось”. Мы имели сча­стье и за только что закон­чив­шейся Боже­ствен­ной Литур­гией созер­цать сво­ими греш­ными очами Свя­тей­шее Таин­ство Хри­стово: Жертву, при­но­си­мую за нас нашим Гос­по­дом Спасителем.

И когда, доро­гие, вы чув­ству­ете в своем сердце духов­ный голод и жажду, кото­рых не может уто­лить ничто на земле, или ощу­ща­ете в себе душев­ную сухость и мерт­вен­ность, идите в храм Божий. Здесь вы уви­дите пред­ле­жа­щие на Пре­столе Божием под видом и покро­вом хлеба самое Боже­ствен­ное Тело Хри­стово и под видом плода лоз­ного — самую Боже­ствен­ную Кровь Его. Со стра­хом, верою и любо­вию при­сту­пайте к этой таин­ствен­ной Вечере, при­ча­щай­тесь Тела и Крови Хри­сто­вых, и Гос­подь, все­лясь в вас, укре­пит ваши духов­ные и телес­ные силы, вдох­но­вит на путь жизни со Хри­стом, и это соеди­не­ние нашей души и тела с Гос­по­дом будет зало­гом и нашего веч­ного с Ним общения.

Тело наше болеет, утом­ля­ется, его надо лечить, здо­ро­вье надо под­дер­жи­вать. Наша душа тоже болеет, стра­дает от мно­же­ства своих болез­ней, и мы ищем нашей боль­ной душе вра­че­ва­ния. Вра­чев­ства для боль­ного тела при­го­тов­ля­ются чело­ве­че­ским искус­ством. То вра­че­ва­ние, какое нужно душе, пода­ется нам нашим небес­ным вра­чом от рук Божиих в нашем пра­во­слав­ном храме.

Болеет наша душа тогда, когда ее давит тяж­кое гре­хов­ное бремя, когда в ней под­ни­ма­ется обли­ча­ю­щий ее голос сове­сти, не давав­ший покоя на земле еще пер­вому убийце Каину. Все мы, греш­ные, знаем, что муки сове­сти — это самая страш­ная болезнь чело­ве­че­ского духа. Исце­лить нас от этой тяж­кой болезни, от мук греш­ной сове­сти — свыше сил чело­ве­че­ских. Только один Гос­подь может про­лить елей, смяг­ча­ю­щий наши стра­да­ния. Вра­чев­ство от этой болезни здесь, в нашем свя­том храме. Это — все­гда рас­кры­тые навстречу каю­ще­муся греш­нику объ­я­тия Хри­стовы, о кото­рых Сам Спа­си­тель гово­рит в Своей притче о блуд­ном сыне. Боже­ствен­ную власть про­щать каю­щихся Гос­подь вве­рил Свя­той Церкви, оста­вив апо­сто­лам и их пре­ем­ни­кам заве­ща­ние: “При­и­мите Дух Свят. Имже отпу­стите грехи, отпу­стятся им; и имже дер­жите, дер­жатся” (Ин.20:22-23).

Много вся­ких стра­хов на земле для чело­века: и неиз­ле­чи­мые болезни, и воры, и пожары, и сама смерть пугает мно­гих из нас, но самый боль­шой страх, какой не только может, но и дол­жен посе­щать наше сердце, это страх перед веч­ной гибе­лью души. И через наше пока­я­ние, какое мы при­но­сим к ногам Хри­сто­вым в нашем свя­том храме, Гос­подь отни­мает от нас этот страх, подает нам очи­ще­ние сердца и бла­го­дат­ное утешение.

Душа болеет и дру­гими болез­нями, тер­за­ется и дру­гими муками, скор­бями телес­ными и душев­ными, тре­во­гами и про­чими видами стра­да­ний. Идите в храм Божий лечить все свои душев­ные болезни. Гос­подь уста­но­вил, чтобы Его Цер­ковь моли­лась за всех людей при вся­ких чело­ве­че­ских нуж­дах, чтобы она про­сти­рала свой покров над чело­ве­ком на всех шагах его зем­ной жизни. Наши сер­деч­ные раны и муки исце­ля­ются и уто­ля­ются в свя­том храме по нашим молит­вам, по нашей вере. Здесь Свя­тая Цер­ковь не только сама умо­ляет о нас Небес­ного Вла­дыку, но и при­зы­вает на молитву с собою свя­тых Божиих людей, анге­лов и архан­ге­лов и Саму Пре­чи­стую Матерь Божию. Она молится Пре­бла­го­сло­вен­ной Бого­ма­тери: “Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас!”; она про­сит свя­тых угод­ни­ков: “Вси свя­тии, молите Бога о нас!”. Такая молитва про­ли­вает отраду и уте­ше­ние в сердце, уязв­лен­ное скор­бями и печа­лями. И разве может такая молитва, под­креп­ля­е­мая молит­вою за нас Божией Матери и свя­тых, остаться не услы­шан­ной Господом?

В каж­дом пра­во­слав­ном храме на вид­ном месте поме­ща­ется изоб­ра­же­ние Гол­гофы с рас­пя­тым на кре­сте Гос­по­дом, с тем чтобы вхо­дя­щий сразу видел, где источ­ник исце­ле­ния его от всех мук и скор­бен: у под­но­жия Кре­ста Хри­стова, того Кре­ста, с высоты кото­рого из уст уми­ра­ю­щего на нем раз­да­ются слова любви и всепрощения.

В дни войны мы при­хо­дили в свои храмы со своей горя­чей молит­вой об осво­бож­де­нии Родины от кро­ва­вого врага, моли­лись о победе, о сохра­не­нии жизни вои­нов, доро­гих сердцу каж­дого из нас. Здесь выпла­ки­вали свое горе, когда теряли близ­ких, отцов, бра­тьев, детей, здесь запа­са­лись силами пере­но­сить испы­та­ния и скорби, неиз­беж­ные на нашей греш­ной земле. Сей­час — в дни мира — мы молимся здесь о нашем лич­ном бла­го­ден­ствии, о наших близ­ких, о про­цве­та­нии нашей доро­гой Родины.

Здесь, в храме, нашими молит­вами и незримо пода­ва­е­мым нам бла­го­сло­ве­нием Божиим освя­ща­ются все пути жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Вот при­хо­дит беда: лежит хри­сти­а­нин на одре болезни. Под тяже­стью болезни он стра­дает при мысли о том, что он заслу­жил эту болезнь сво­ими мно­го­чис­лен­ными гре­хами. Что он пере­жи­вает, о чем думает? Свои взоры он обра­щает к Свя­той Церкви, к храму Божию, к свя­щен­но­слу­жи­телю, зовет его к сво­ему болез­нен­ному одру, чтобы тот “молитву сотво­рил над ним, пома­завши его елеем”, чтобы “молитва веры спасла боля­щего” и, если он соде­лал грехи, чтобы “они отпу­сти­лись ему” (см.: Иак.5:14-15). Гос­подь укреп­ляет Своей бла­го­да­тью в этом таин­стве еле­освя­ще­ния стра­да­ю­щие от тяж­кой болезни тело и душу.

И когда будет под­хо­дить конец твоей жизни, ни богат­ство, ника­кие сокро­вища мира, ни муд­рость зем­ная не в силах будут оста­но­вить надви­га­ю­щейся смерти, взоры твои опять обра­тятся к храму Божию, ты будешь звать слу­жи­те­лей Церкви для того, чтобы в этот пред­смерт­ный час при­нять таин­ство испо­веди и свя­того при­ча­ще­ния, укре­пить свое сердце сло­вами уте­ше­ний еван­гель­ских, ожи­вить его свя­тою надеж­дой и молит­вою помочь своей душе мирно, по-хри­сти­ан­ски рас­статься с телом.

Тело не может жить без дыха­ния. Не может расти и раз­ви­ваться в нас жизнь со Хри­стом без духов­ного дыха­ния. Таким дыха­нием для нашего сердца явля­ется молитва, кото­рая ожив­ляет сердце свя­тыми чув­ствами, укреп­ляет его на борьбу с гре­хами и направ­ляет к доб­рым делам. Без молитвы не может быть духов­ной жизни. Молитва это пока­за­тель живой души: если хри­сти­а­нин любит молиться и утром и вече­ром сво­его тру­до­вого дня и на молитве рас­кры­вать свое сердце перед лицом Гос­пода, если он тос­кует без молитвы в храме Божием и ищет ее, — зна­чит, он живет внут­рен­ней духов­ной жиз­нью, стре­мится к обще­нию с Богом, забо­тится о своей душе. Если же он раз­лю­бил молитву и пере­стал ощу­щать в ней потреб­ность, — зна­чит, он засы­хает или уже засох своей душой.

При­ходя в свя­той храм, мы дышим здесь пло­до­твор­ной живо­тво­ря­щей молит­вой, в молитве почер­паем силы для своей духов­ной жизни. Здесь мы пере­жи­ваем радость обще­ния с Гос­по­дом Спа­си­те­лем, здесь мы вды­хаем в себя чистый небес­ный воз­дух. В храме Божием незримо при­сут­ствует наш Спа­си­тель, откры­вая Себя нам не в Своей Боже­ствен­ной непри­ступ­ной славе, кото­рая попа­лила бы нас, немощ­ных, своим небес­ным пла­ме­нем, а явля­ется под сми­рен­ным покро­вом обра­зов и свя­щен­но­дей­ствий в том виде, в каком наша греш­ная душа только и может Его созер­цать. Здесь, в свя­том храме, мы вхо­дим своей душой в обще­ние со всей Небес­ною Цер­ко­вью, тор­же­ству­ю­щей на небе­сах, какую состав­ляют свя­тые ангелы, свя­тые угод­ники и воз­глав­ляет Гос­подь — Глава Церкви. Здесь мы видим Боже­ствен­ный Лик Гос­пода Иисуса Хри­ста, Пре­стол Божий, на кото­ром неви­димо почи­вает Гос­подь и кото­рый также незримо окру­жен свя­тыми анге­лами. Здесь перед нами образ Пре­чи­стой нашей Небес­ной Матери. Здесь мы молим Гос­пода обо всем, о чем томится, тос­кует, в чем ищет под­креп­ле­ния и успо­ко­е­ния наша греш­ная душа. А Гос­подь, как чадо­лю­би­вый Отец, здесь вни­мает нуж­дам наших сер­дец. Здесь мы про­сим угод­ни­ков Божиих как наших срод­ни­ков и бра­тии, обле­чен­ных теперь силою и сла­вою у Царя цар­ству­ю­щих, об их хода­тай­стве и заступл­снии перед Богом в наших нуж­дах, тру­дах и тяготах.

Как же свя­той храм дорог сердцу каж­дого из нас! С ним свя­зана вся наша жизнь от начала до конца, и не только до порога смерти, но и до самой кон­чины века. Ведь пока стоит земля и на ней наша Свя­тая Цер­ковь, нико­гда не умолк­нет в пра­во­слав­ных хра­мах молитва обо всех, от века пре­став­ль­шихся в жизнь веч­ную в вере и надежде воскресения.

И как мы раду­емся, мои доро­гие, видя наши свя­тые храмы в празд­нич­ные дни не только запол­нен­ными, но и пере­пол­нен­ными пра­во­слав­ным наро­дом. Мы видим, что в ваших серд­цах живет немерк­ну­щая любовь к свя­тому храму, что вы не мертвы душой, что вы спе­шите под своды свя­тых хра­мов для того, чтобы омы­вать души слез­ной молит­вой, обнов­лять эти души в пока­я­нии, питать их Боже­ствен­ной Пищей и вра­че­вать от всех скор­бей и душев­ных болез­ней. Этою любо­вью к храму Божию вы сви­де­тель­ству­ете свою любовь к Тому, Кто явля­ется Хозя­и­ном неба и земли и Хозя­и­ном каж­дого свя­того храма Божия, Кто здесь встре­чает всех нас, как отец встре­чает своих любя­щих детей, и рас­кры­вает перед каж­дым вхо­дя­щим в свя­той храм объ­я­тия Своей Оте­че­ской любви.

Хра­ните в себе такую любовь к свя­тому храму до конца ваших дней! Этого мне хочется поже­лать всем вам от всей души. Пусть та жизнь со Хри­стом, какую каж­дый из нас начал в свя­том таин­стве кре­ще­ния, ни у кого из нас не пре­сек­лась бы до послед­него изды­ха­ния. Пусть каж­дый из нас всем своим внут­рен­ним суще­ством все­гда сознает, что нет и не может быть боль­шего сча­стья, как со Хри­стом жить и со Хри­стом умирать.

Не остав­ляйте своей души не уто­лен­ной в ее голоде и жажде, питайте ее в храме Божием. Мы питаем ее для веч­но­сти, и страшно уйти туда, не поза­бо­тив­шись о том, чтобы душа была готова к этой веч­но­сти. А дни, месяцы, годы не только идут, но бегут, деся­ти­ле­тия при­бав­ля­ются к деся­ти­ле­тиям, и как больно чело­веку осо­знать у порога своей смерти, что она про­жита бесплодно!

Пусть будет наш свя­той пра­во­слав­ный храм для каж­дого не только при­ста­ни­щем и упо­ко­е­нием во всех нуж­дах, скор­бях и болез­нях, но и источ­ни­ком, под­креп­ля­ю­щим наши сла­бые духов­ные силы для борьбы с гре­хов­ной гря­зью, одо­ле­ва­ю­щей нас, для при­го­тов­ле­ния себя к жизни буду­щего века, какой всех нас Гос­подь и Мило­серд­ный Отец да спо­до­бит Своею Благодатью.

ЖМП № 8 за 1949 г.



Наверх