К новоначальным инокам

К новоначальным инокам

Сегодня мы намерены оказать духовную помощь инокам, потому что они, как ведущие непрестанную брань с плотью, миром и дьяволом, особенно нуждаются в ней. Но так как опытнейшие из иноков менее нуждаются в таковой помощи, а новоначальные больше, то мы к последним свою помощь и направляем, и выражаем ее в следующем слове к ним преподобного отца нашего Ефрема Сирина.

«Пока есть еще у тебя время, брат, – говорит преподобный новоначальному иноку, – подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты, как мудрый, не состязайся с нерадивейшими братьями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке нам надобно более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как не сострадательным.

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, зачем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядох и питие мое с плачем растворяй (Пс. 101, 10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах» (Твор. Ефр. Сир. изд. 1881 г. ч. 2-я, стр. 140–14–2).

Вот вам, новоначальные иноки, духовная помощь при вашем служении Господу. В чем состоит она? Как видели сейчас, в том, что она раскрывает пред вами ту истину, что, живя в иночестве, вы должны стараться прибрести смиренномудрие, сбросить с себя двоедушие, облечься верою, бегать злонравия и зависти, при изнеможении не роптать, бегать сообщества с нерадивыми братьями, падающему сострадать и утешать его, а не оскорблять, изгонять из себя плотские пожелания, памятовать о вечном мучении грешников и плакать о своих грехах. Примите, иноки, к сердцу эту помощь, которую дал вам преподобный, и приложите к жизни советы, изложенные в ней. Тогда она подлинно сделается для вас помощью действительною: ибо облегчит вам бремя служения вашего Господу, дарует вам славнейшую из всех побед, победу над самими собою, вознесет ум ваш от земного к небесному, вечному и божественному, приблизит таким образом вас к Богу и в конце концов, конечно, чрез все это соделает вас и наследниками Его Небесного Царствия. Аминь.

Наверх