К новой юной пастве. Речь при первом служении в церкви Елисаветпольской классической гимназии, 14 ноября 1894г.

К новой юной пастве. Речь при первом служении в церкви Елисаветпольской классической гимназии, 14 ноября 1894г.

«Слушаяй вас, Меня слушает, и отметаяйся вас, Меня отметается».

Эти слова, которыми начинается нынешнее евангельское чтение, сказаны были Господом Иисусом Христом к Его апостолам при отправлении их на проповедь. Дело Христово, дело спасения людей не должно было прекратиться с отшествием Спасителя на небо; продолжение его, как видите, было вручено св. апостолам. Это же дело не должно было окончиться со смертью и апостолов, ибо то, чему они служили и что созидали, т.е. Церковь Христова, по мысли и обетованию Основателя, должна была пребывать вечно: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). Дело спасения человечества по смерти апостолов передано было их преемникам, пастырям и учителям Церкви, совершается оно теперь и будет совершаться до скончания века. И к ним, к преемникам апостолов, во всей полноте относится Божественное слово: «Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10:16).

Меньший в братии моей, предстою пред вами и я, – страшно выговорить, – и я в числе преемников апостолов. Страшно выговорить: потому что это, с одной стороны, указывает на высоту служения, к которому я призван, с другой стороны, невольно наводит на мысль об ответственности, напоминает изречение Господа: «Кому много дано, с того много и взыщется» (Лк. 12:48). А в данном случае, по отношению к себе, могу сказать одно, что бремя великое вверено ладье малой: кто я, чтобы мне принять на себя жребий и служение апостолов? Не имею я ни их сил, ни духовных дарований, ни их пламенной ревности, ни их чистоты и непорочности. Более того: я во всем уступаю прежнему вашему пастырю, ранее меня занимавшему это священное место проповеди. Таким образом, при первом знакомстве с вами, как бы рекомендуя себя вам, могу сказать о себе только словами апостола: «Нечем мне похвалиться, только немощами моими» (2Кор. 12:5, 9). Не могу я вам дать никаких особых обещаний, не могу внушить никаких особых надежд. Вот почему моя первая просьба к вам, братие и дети, – это просьба о любви и снисхождении к моим недостаткам, к моему неумению. Как бы они ни были велики, все же я буду возвещать истину ту самую, которую принес на землю Спаситель, проповедали миру св. апостолы. Истина же не умаляется, не изменяется, не теряет своей цены и не перестаёт быть истиной, хотя будет возвещаться и неискусным проповедником. Кто истину любить только из-за формы, в которую она облечена, тот плохой ее последователь и плохой ценитель. Она выше формы. Так дорогой камень отличается и ценится любителем независимо от того, в какой он оправе.

Прошу же вас, братие, принимайте и мое неискусное слово, проповедуемое во имя Христа и согласно с Его учением, принимайте, как сказано: «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16); умоляю вас, не переносите моих недостатков на то дело, которому я служу, на истину, которую я буду возвещать вам; мои же немощи покройте любовью, которой еще и еще прошу у вас. Мы с вами уже теперь не чужие, потому что вступили сегодня в общение веры и молитвы; присоединим сюда общение науки, и пусть все это возрастет в прекрасное общение любви. Так было на прежнем месте моего служения.

Сейчас мы будем молиться о здравии Государя Императора, ныне вступающего в брак со Своею Высоконареченною Невестою, о здравии Матери Его, Государыни Императрицы Марии Федоровны, ныне празднующей день Своего рождения. Таким образом, воспоминания нынешнего дня указывают нам еще одно связующее нас воедино начало: в принадлежности и служении общему единому отечеству, в любви и преданности единому Царю и Его царствующему Дому. Как собратья в Церкви, как сограждане в государстве, как соработники в служении одному делу просвещения, возлюбим друг друга, и тогда в этой взаимной любви и единомыслии мы успешнее всего благоустроим свое спасение вечное и самую жизнь земную. Как ваш пастырь и молитвеннике, в это первое мое священнослужение от всей души молю вам милостей Щедродателя Бога, у Которого Одного всякое даяние благо, и всяк дар совершен (Иак. 1:17). Благословение Господне на вас, Того благодатию, человеколюбием и щедротами всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-1/6_1#note40_return

Наверх