К неверующим и маловерующим. Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени, его мнимые основания и действительные причины

К неверующим и маловерующим. Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени, его мнимые основания и действительные причины

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

Но этот народ невежда в законе, проклят он

(Ин.7:48–49).

Это было весьма замечательное обстоятельство в жизни Спасителя нашего, на которое указывают приведенные нами слова из нынешнего евангельского чтения. Враги Христа – первосвященники и фарисеи – послали слуг своих взять и связать Его; но посланные возвратились, не исполнив поручения. Когда услышали они, как говорит Он, то никто из них не осмелился возложить на Него рук своих. Слово Божие, которое Он проповедовал, – этот меч духовный (Еф.6:17), вырвал из рук их меч железный и расторг те оковы, в которые они хотели заключить Его. Они сами стояли теперь как ошеломленные и пораженные им. Когда же затем предстали они пред лицом своих начальников, пославших их, то на вопрос их: для чего вы не привели Его? – отвечали ясно и просто: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:45–46). Первосвященники и фарисеи, естественно, должны были теперь постараться о том, чтобы ослабить веру в высокое значение и силу слов этого человека и таким образом повредить Его успеху. Они слышат искреннее, задушевное свидетельство народа в пользу Человека, Которого они, начальники народа, давно отвергли и подвергли преследованию. Это приводит их в негодование, и вот они с гневом и запальчивостью кричат на своих слуг: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин.7:47–49). Так грозно и грубо порицают они Спасителя и преданный Ему народ, но в существе дела произносят этим только суд над самими собою, подтверждая факт отпадения от Христа знатных и образованных.

Рассмотрим и выясним эту печальную истину в ее тогдашнем и теперешнем значении. Рассмотрим ее как:

а) древнее, однако и в настоящее время повторяющееся явление;

б) раскроем его причины, которые люди привыкли искать вне себя, тогда как на самом деле они скрываются в них самих.

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? – спрашивают первосвященники и фарисеи и думают, что ответ на этот вопрос их должен последовать такой: никто или почти никто. И они в этом не ошибаются. К сожалению, в их времена действительно было так, что фарисеи, книжники, старейшины, первосвященники и вообще знать народа менее всего веровали в Иисуса. Они – носители ветхозаветного домостроительства о спасении рода человеческого – прежде всех оправдали то, что, когда посланный от Бога Мессия пришел к Своим... Свои Его не приняли (Ин.1:11). Они – эти книжники и представители учености не были, к сожалению, научены истинному познанию Царства Небесного, и, когда явился на землю высший Учитель людей, они ничего не хотели знать о Нем и слушать Его. Они – эти первосвященники, поставленные на страже дома Божия, оттолкнули Вечного Первосвященника, когда Он пришел принести единственную и вечно действительную жертву за грехи всего мира. И они думали, что, поступая так, делают добро, и с твердою надеждою на отрицательный ответ могли предложить этот вопрос: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

Были, конечно, исключения. Так евангелист Иоанн (Ин.12:42) свидетельствует, что многие из начальников веровали в Иисуса, но, прибавляет, открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, чтобы не подвергнуться их проклятию, так что фарисеи, задавая вопрос: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? – ничуть не боялись, что в ответ на их вопрос им могут указать на этих многих, тайно верующих начальников. Опыт показывает, что они всегда были самыми ожесточенными врагами Господа. Когда их собственные слуги свидетельствовали о Нем, говоря, что никогда человек не говорил так, как Этот Человек, они с негодованием кричат на них. Когда народ более и более предавался Спасителю, тогда они грозили, что всякий, кто исповедует Его Христом, будет проклят – отлучен от синагоги (Ин.9:22). Когда присутствовавшие при воскрешении Им Лазаря стали разносить молву об этом чуде, то они составили совет умертвить Виновника этого чуда (Ин.12:10–11). Когда народ при входе Господа в Иерусалим приветствовал Его громким «осанна», то они до тех пор не могли успокоиться, пока это «осанна» не превратили в неистовый крик: распни, распни Его! (Лк.23:21). Когда народ, бывший свидетелем смерти Иисуса на Голгофе, возвращался оттуда глубоко пораженный, ударяя себя в грудь, первосвященники и книжники с затаенной злобой стоят при Кресте. И они, кивая главами, с язвительной насмешкою говорят: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф.27:42–43). И когда, наконец, стражи гроба пришли с известием о воскресении Его, тогда они дали им большую сумму денег, чтобы скрыть эту величайшую истину под сетью лжи и обмана (Мф.28:11–15).

Итак, отступление от Христа знатных, образованных, начальников и фарисеев и открытая решительная вражда их против Него – достоверный исторический факт. Но, ссылаясь в приведенном тексте на неверие начальников, фарисеи этим подтверждают только то, что сказал Спаситель о тайнах Своего Царствия: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф.11:25). Они подтверждают то, о чем свидетельствует и апостол Павел. Посмотрите, братия, говорит он, кто вы, призванные: немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:26–29).

Так было тогда, во времена Спасителя. А сейчас разве иначе? А сейчас разве не в праве мы пожаловаться на то, что наши знатные, ученые и образованные, за некоторыми отрадными исключениями, отдаляются от Христа и ничего не хотят знать о Нем и Его Церкви? Не сплошь ли и рядом приходится и сейчас слышать, с каким презрением наши ученые и образованные высказываются о вере во Христа как о предмете, давно уже отжившем свой век, с которым люди, стоящие на почтенной высоте образования, давно уже сделали расчет и только простой народ, дети да дряхлые старики и старухи не перестают еще останавливать на ней свое внимание? О, печальные слова: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он, – очень часто слышатся и в наше время, и особенно громко раздавались между нами в настоящие дни (от имени и под влиянием того талантливого писателя, который так увлекает многих своими противохристианскими лжеучениями); а многие, хотя и не говорят так, зато так думают и поступают. Если они и не вступают в открытую борьбу против Христа и Его Церкви, то по крайней мере относятся к ним совершенно равнодушно, не обращая на них никакого внимания. О, окиньте, братия, взором своим наше современное христианское общество и скажите, не правда ли, что и у нас очень многие из знатных и образованных слишком далеко держат себя от Церкви и слова Божия, очень редко или же никогда не являются сюда вместе с нами для молитвы и назидания? Не правда ли, что многие из таковых, живя в богатых и роскошно убранных домах, не чувствуют ни малейшей нужды в доме, где обитает Господь славы и где совершается богослужение Иеговы? Не правда ли, что многие, наслаждаясь ежедневно обильными дарами и благами этой земли, оказываются слишком пресыщенными и не обнаруживают ни малейшей нужды в хлебе жизни, который здесь предлагается, ни малейшей жажды живой воды, утоляющей и освежающей всякого, кому хочется пить ее? Не правда ли, что богатые и ученые нашего времени очень много занимаются исследованиями сочинений земных мудрецов всех времен, но книга вечной, небесной мудрости, слово Божие, лежит у них в углу запыленною от неупотребления и забытою? Не правда ли, что и сейчас многие из любителей искусства с благоговением останавливаются своим вниманием на каждой статуе языческих богов, удивляясь ее красоте, но к Тому, Кто прекраснее всех сынов человеческих (Пс.44:3), они остаются холодны и равнодушны, – является ли Он пред ними во всей красе Своих изумительных страданий или же представляется их взору в полном блеске Своего величия? Не правда ли, что и сейчас некоторые из внешне счастливых думают пройти поприще земной жизни совсем без Бога и без Христа. И они, довольные своим положением, говорят себе: какая может быть нам польза от этого человека из Назарета?!

Да, нужно совсем быть слепым, чтобы не видеть этой болезни. Отпадение знатных и образованных от Христа есть старый, но, к сожалению, и в наше время продолжающийся недуг – недуг, который не только не ослабевает, но всё более растет и развивается, выступая всё смелее и смелее, как будто он имеет все права и причины к своему существованию.

Где же, в самом деле, причины этого печального явления? В чем же они? Может быть, они в самом Христе и Его Церкви? Может быть, христианство в том его виде, каким исповедует Его наша Православная Церковь, действительно для образованных нашего времени слишком просто и детски наивно, для мудрых и ученых слишком неразумно и бессодержательно, для богатых и знатных слишком бедно и убого, а для счастливых и изнеженных слишком сурово и тяжело? – Так или почти так нередко говорят, подобно древним фарисеям, довольные своей мудростью неверующие книжники нашего времени. Но справедливо ли? Присмотримся.

Правда, и среди учеников и даже апостолов Христа Господа нашего были неверующие и остававшиеся в то же время апостолами Его. Таков был Филипп, который накануне страданий Господа просил показать ему Отца (Ин.14:8); таков был Фома, который не верил свидетельству других апостолов о Христовом воскресении (Ин.20:25). Но то и другое было добросовестное неверие немощи или, лучше, немощная вера, которая в сознании своей слабости к Господу же обращается с мольбой: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24). Поэтому эти люди при первом же призыве Господа к вере неизменно исповедовали ее, говоря: Посему веруем, что Ты от Бога исшел (Ин.16:30), или еще лучше: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28) И ныне есть среди неверующих такие, которые даже открыто высказывают свои сомнения и недоумения, но лишь для того, чтобы рассеять их, в Церкви же Христовой ищут разъяснения своих недоумений и, подобно апостолам, молят Господа, чтобы Он приложил им веру (Лк.17:5). Но много ли таких, которые в неверии своем идут по стопам апостола Фомы и потому живут в послушании Святой Церкви и почиют с миром о Господе? Не об них поэтому речь наша. А о тех, которые, подобно книжникам и фарисеям времен земной жизни Господа, не только не веруют в Его Богочеловечество и мессианское достоинство, но и ищут, как бы уловить Его в слове, найти в Нем что-нибудь несогласное с истиной и тем как бы оправдать свое неверие.

Скажите же вы, отрицающиеся исповедуемой Православной Церковью веры Христовой, скажите откровенно, что же, собственно, отталкивает вас от Христа и Его Евангелия? Может быть, чудесное, таинственное соединение во Христе Божества с человеческой природой? Но скажите вы сами, мужи науки, не предощущается ли такое вочеловечение Божества, такое самопогружение Божества в человечество почти во всех языческих религиях? И что, таким образом, во всех народах было целью, предметом желания и ожиданий, это самое ужели не должно было, наконец, найти свое полное и действительное осуществление в одной истинной религии? Или, может быть, вас настраивает не в пользу Христа уничиженный вид Его, этот образ раба (Флп.2:7), в котором Он пришел на землю? Но в этом не обнаруживается ли особенное торжество любви Его к человечеству, а ведь Бог есть любовь (1Ин.4:8). Или, может быть, вас не удовлетворяет детская, наивная простота учения Христа? Но эту простоту и безыскусственную удобопонятность не считаем ли мы в других случаях по отношению к человеческим произведениям за достоинство и неужели только единственно здесь должно быть иначе? Или непостижимость чудес Иисуса полагает вам преграду к вере в Него? Но скажите сами: если Сын Божий соделался и человеком, то не должны ли тогда действовать в человечестве сверхъестественные силы и Тот, Который пришел на землю прекратить грех – источник всякого зла, не должен ли был уничтожить и то, что происходит от этого источника – всевозможное зло, болезни, всякие бедствия и несчастия среди людей? О, не буду говорить о возможности чудес Христа! Я думаю, что вы не можете не признать их необходимости. – Или непостижимость беспримерного рождения, чудесного воскресения и вознесения Христа служит, быть может, вам помехой? Но скажите, пожалуйста, бесконечное, коль скоро оно входит в конечное, не необходимо ли должно разломать рамки и пределы конечного и совершать жизнь свою по высшим законам? Чего же вы именно хотите? Уж не хотите ли вы вашим ограниченным умом проникнуть в безграничные глубины Божества и Его дела измерять по вашему конечному разуму? Не должен ли Бог оставаться Творцом Своих тварей, а вы хотите предписать Ему границы в Его действиях по законам вашего ограниченного разума? Не говорите ли вы сами в вашей науке о различных ступенях знания, а здесь вы хотите на самой низшей ступени постигнуть уже всё, тогда как у вас и в области высшего знания может всегда оставаться нечто такое, чего вы еще не понимаете и не можете объяснить? В царстве природы делаются всё новые и новые открытия, и многое, прежде подвергавшееся сомнению и неправильно понимавшееся, получает новый свет, – а здесь, в Царстве Духа и благодати, вы хотите постигнуть и уразуметь всё сразу и во всей полноте? О, не предубеждайте себя против Христа и веры в Него такими трудностями в ее понимании, и вы будете восходить от истины к истине, от знания к знанию и, наконец, от веры к созерцанию...

Для некоторых знатных и образованных причиною неверия их во Христа служит неудовлетворительная форма, в какой предлагается им то или другое учение христианства, – несогласная с их требованиями защита дела Христова пастырями Церкви. Но припомните, что говорил еще апостол Павел тем из коринфских христиан, которые не верили проповеди его ради того, что она была не в убедительных словах человеческой мудрости (1Кор.2:4). Сокровище сие, то есть учение Христово, мы носим, говорит он, в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2Кор.4:7). Подобно сему и мы, пастыри Церкви, можем сказать о себе, что мы носим сокровище Христовой веры в глиняных сосудах, – но должно ли терять от этого свою цену и достоинство самое дело? Изменяете ли вы науке потому только, что в ней по временам о тех или других предметах говорится не совсем удовлетворительно, или потому, что она здесь или там имела и имеет недостойных представителей, слабых защитников и сотрудников? О, не смотрите в деле христианства на несовершенные формы и слабые сосуды, смотрите больше на его зерно и содержание, на Самого Христа. Мы, слабые сосуды Его благодати, далеки от того, чтобы обращать вас к себе и приобретать для себя, – но для Него, для Господа Самого и Его Царства желали бы мы всех вас приобрести – к Нему, к Нему одному хотелось бы нам всех вас привести!..

Есть между знатными и образованными и такого рода люди, у коих причина отпадения от Христа еще иная. Многие из начальников иудейских, говорится в Евангелии, веровали в Него, но открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, боясь подвергнуться анафеме, то есть отлучению от синагоги (Ин.9:22). Этот же человеческий страх и человекоугодничество и сейчас составляют одну из главных причин, почему некоторые знатные и образованные не приходят к Христу. Если бы мир не был настолько склонен осыпать разного рода язвительными насмешками последователей Христа, обзывая ханжою, пустосвятом, суевером всякого, обнаруживающего набожность и благочестие, то, без сомнения, многие из наших образованных не стали бы удаляться от Христа и Его Церкви. Но послушайте, что говорит о таковых Спаситель: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святым и Ангелами (Мк.8:38).

Если так страшно слово Господа о тех, которые отрекаются от веры в Него по малодушию и слабости воли, то что сказать о тех, причина неверия которых коренится в самом сердце их – в его самолюбии и гордости – источнике всякого зла и греха? В нем именно, в этой гордости сердца, Сам Господь указал основную причину неверия для иудеев – их книжников и фарисеев. Это было после исцеления Господом расслабленного при Вифезде, когда они искали даже убить Его за то, что Он Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин.5:18). В ответ на эти речи Спаситель, для утверждения истинности Своего равенства с Богом Отцом, указал на свидетельство Иоанна Крестителя, на Свои чудеса, на голос Самого Бога Отца и на ветхозаветные писания. И в заключении сказал: Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга, принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (Ин.5:40–45). По этим ясным словам Господа основная причина неверия в Его Божество книжников и фарисеев была не только не во Христе и Его учении, как многие пытались и тогда, пытаются и теперь объяснить это неверие, а в них самих, и даже не в их немощи, как у Фомы, или малодушии, как у Никодима и других, а в отсутствии в их сердце любви к Богу – в их самолюбии и славолюбии. Занятые мыслью о собственной своей славе, якобы подобавшей им, как мудрым руководителям народа, и видя, как этот народ, оставляя их, идет за Христом, они, естественно, возненавидели Христа, Который прежде всего восставал против гордости и основной заповедью Своего учения поставил любовь к ближним до готовности положить за них душу свою. И вот злоба изменила разум их, они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф.13:13–15).

Но что было, как говорит Премудрый, то и будет; и что делалось, то и будет делаться (Еккл.1:9), и Христос, по слову Апостола, вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8)... Следовательно, если во дни Господа основной причиной неверия книжников и фарисеев было их самолюбие и славолюбие, то почему же иначе может быть по отношению к книжникам и фарисеям нашего времени? Разве не правда, что руководящим началом современного неверия служит мысль о бесконечном развитии разума человеческого, выше которого нет будто бы ничего? Разве не высказывается эта мысль прямо современными противниками веры во Христа как Богочеловека? Не она ли слышится в их злохулениях и глумлениях над Христовой Церковью и ее тайнами?..

Други! Не соблазняйтесь же этим словом, указывающим вам на неверие знатных, ученых и образованных, этим вопросом врагов Христа: Уверовал ли в Него кто из начальников и фарисеев? Если в других случаях мы неохотно подчиняемся какому-нибудь авторитету, но хотим стоять на своих собственных ногах, жить и действовать самостоятельно, то нам всего менее нужно увлекаться примером великих и ученых мира сего тогда, когда они, расшатывая нашу веру во Христа, указывают нам на умствование и книги своих мудрецов как источник истинной мудрости. Исследуйте, ищите, спрашивайте лучше сами об Иисусе из Назарета до тех пор, пока не найдете Его, а вместе с Ним и вечный мир душам вашим. Если бы и действительно ни один из начальников и фарисеев, знатных и образованных не веровал в Него, то и тогда это ничего не доказывало бы против Христа и Его Церкви. Ужели солнце делается менее светлым оттого, что слепой говорит: я его не вижу? Ужели хлеб становится менее вкусным и питательным оттого только, что больной, потерявший аппетит, говорит: я не могу есть его? Ужели врач делается менее способным и искусным оттого, что пациент его, воображая себя совершенно здоровым, говорит: он мне не нужен? – Без сомнения, нет. В этом случае нам приходится только от души пожалеть слепых, больных, заблуждающихся в том, что они лишены радости, наслаждения и помощи. Точно так же нисколько не говорит против Христа и Его Церкви и то обстоятельство, что есть между людьми тысячи таких, которые, имея очи, не видят и, имея уши, не слышат (Мк.8:18). Ибо в продолжение почти двух тысяч лет существования христианства были тысячи тысяч людей, которые искали и нашли во Христе вечное спасение, для которых Он составляет одно и всё, которые имели в Нем мир и блаженство, для которых Он был путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Пусть между ними и немного было мудрых по плоти, немного благородных, немного сильных, тем не менее, однако ж, во все времена были между ними некоторые и из таковых. Когда родившийся Спаситель лежал еще в яслях Вифлеемских, то вслед за бедными пастухами Ему поклонились и царственные мудрецы с Востока и принесли Ему в дар золото, ладан и смирну (Мф.2:1–11). И при гробе Иисуса находились не одни только благочестивые женщины, пришедшие с Ним из Галилеи, но и богатый и знатный Иосиф Аримафейский и начальник иудейский Никодим (Мф.27:55–58; ср. Ин.19:38–41). И благословение Иисуса рядом с детьми, приносимыми к Нему, принимают и сотник капернаумский (Мф.8:5–10), и начальник синагоги Иаир (Мк.5:32). И как это было тогда, во время земной жизни Спасителя, так и потом. Ненавистное знамение Креста сделалось таким знамением, силой которого император Константин побеждал других, которым побежден был и сам и которое еще и сейчас торжествует вопреки всем козням своих врагов. И наряду с женщинами и детьми, наряду с неучеными и необразованными, наряду с бедными и угнетаемыми во все времена пред Христом преклонялись все: и великие и богатые, ученые и художники, императоры и цари, имена которых знает каждый из вас, мало-мальски знакомый со святцами нашей Церкви.

Итак, где же ваша слава, вы, ученые и образованные, если вы еще и сейчас отвергаете Иисуса Христа, Сына Божия? Если еще и сейчас продолжаете говорить: было бы слишком много требовать от нас, стоящих на высоте современного образования, чтобы мы преклонились пред этим Человеком из Назарета и уверовали в Него как в Сына Божия? О, замечаете ли, как громко вы теперь свидетельствуете против себя самих, когда вы продолжаете еще говорить: Уверовал ли в Него кто из начальников и фарисеев? Это нисколько не смутило Христа в Его деле и тогда, – не повредит это продолжению Его Царства и теперь. Когда Господь увидел, что Ему не привлечь к Себе начальников и фарисеев, то находил ли Он в этом свидетельство против истинности и правоты Своего святого дела? Приходил ли Он от этого в уныние? – Нет. Напротив, Он благодарил Своего Отца за то, что Он, скрыв все это от премудрых и разумных, открыл младенцам (Мф.11:25). И вот Он обращается теперь к простым, неученым и уничиженным этой земли, и призывает к следованию за Собой рыболовов и мытарей, и вверяет им тайны Царствия Божия, и этих рыболовов и мытарей посылает проповедовать Евангелие всей твари – и с этими рыбаками и мытарями завоевывает мир. Таким образом, Он обошелся в Своем деле и без вас – вы, великие и богатые, вы, ученые и книжники, вы, знатные и образованные, – смотрите же, обойдетесь ли вы без Него?..

Аминь.


Душеполезное чтение. № 8. С. 491–503. Отдельное издание: М., 1901. 31 с.


Наверх