IV. Христос – единственная хвала наша. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

IV. Христос – единственная хвала наша. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

Одежда в житейском быту служит отличием одного человека, одного звания и состояния пред другим. Иная одежда у мужчины, иная у женщины; взрослые и дети отличаются по одежде. Различные служения – воинское, духовное, гражданское, различные должности в самых разнообразных учреждениях жизни общественной и государственной, – все эти служения легко узнаются по той или другой им присвоенной одежде. Наконец, всякие отличия, чины, почётные звания, всякие награды за подвиги, за усердие и прочее, – всё это мы стараемся отличить той или другой одеждой.

Возьмите духовный, переносный смысл одеяния Христова, в которое мы облекаемся в Крещении. Должны ли мы отличаться чем-либо видимо, для всех наглядно и доступно от евреев, язычников, мусульман, от людей неверующих? Может ли так случиться, что если мы о себе не представим свидетельство и удостоверение в нашей принадлежности к христианству, или сами мы об этом другим не заявим, то и никто и не догадается о нашей вере, о нашем христианстве? Если так, то какие же мы христиане, и можем ли мы по праву называться этим высоким и Святым именем?

Вот что пишет верующим святой апостол: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколи не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Итак, вы видите, что требуется от христианина: в нём должен повториться, изобразиться Христос Спаситель. И как в человеке одетом не видна его естественная нагота, а видна для всех именно одежда, так и в христианине пусть не будет виден естественный человек – грешный, злобный, плотской, чувственный, грубый, а пусть будет виден и пусть повторяется Господь Иисус. Повторится Его жизнь, если мы будем ей подражать, если всегда при определении своего поведения будем спрашивать себя, как бы поступил в этом случае Иисус Христос? Повторится Его учение, если мы будем его исполнять и всегда при всех обстоятельствах жизни, при всяком решении совершать тот или другой поступок, при всяком приглашении и научении со стороны будем себя спрашивать: согласно ли то или другое с учением и заповедями нашего Спасителя? Повторятся в нас и Его страдания и смерть, если мы будем веровать, что эта смерть для нас искупительна и спасительна, если будем принимать участие в таинствах, которые мы можем получать только по силе искупительных страданий и смерти Христа Иисуса, если будем покорны Его Церкви, которую Он стяжал Своей кровью и смертью, если мы, наконец, и сами вечно будем как бы страдать и умирать в борьбе с собственными нашими грехами и страстями. Тогда повторится в нас и слава Христова: воскресение, вознесение, вечное и блаженное общение с Богом в царстве вечности. Пусть ум наш – будет ум Христов, пусть наши мысли, чувства, желания, намерения, стремления, поступки, действия, – всё, всё в нас пусть будет Христово, как у Христа, как заповедано Христом. И это значить будет, что мы, во Христа крестившись, всецело во Христа оделись, и уж ничего в нас не осталось нашего, а всё Христово. «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христа Иисуca», – так завещал святой апостол (Флп. 2:5). Тогда в каждом из нас сразу все узнают христианина, тогда и в жизни нашей общественной и государственной сразу будет видно, что её создавали верующие, а не неверы, христиане, а не язычники. Тогда внутреннее наше настроение, раз оно глубоко и искренно, непременно обнаружится во внешних действиях, и с нами будет то, что с древними христианами: Язычники сразу их узнавали среди множества людей не только без всякого заявления с их стороны, но даже при желании скрыть свою принадлежность к христианству. Узнавали по выражению глаз, узнавали по скромности и сдержанности телодвижений, узнавали по приёмам в обращении с окружающими, узнавали по особому неописуемому духовному настроению, которое чувствуется и не может укрыться от нашего взора при первом взгляде на человека. И нас будут узнавать среди тысяч.

И это-то и будет нашей хвалой самой высокой и самой совершенной. Ибо в чём похвала человеку? Если говорить об его происхождении, о наследственном богатстве, о знатности рода, о красоте наружности, то это всё – вещи случайные, от него не зависящие. Если говорить о богатстве, которое он приобрёл своим трудом и умением, – это, конечно, уже более высокая хвала. Если говорить об его уме, дарованиях, с ним совещаться, его указаний искать, – эта похвала ещё приятнее человеку. Но всё-таки самая совершенная, ни с чем несравнимая, всё превосходящая похвала человеку состоит в том, если о нём говорят: он – истинный христианин. И посмотрите: кого мы в жизни своей помним? О ком говорим с постоянным чувством благодарной любви? Кого всегда поминаем словом добрым? Помним ли мы людей талантливых и умных? Помним ли людей знатных и богатых?

Конечно, помним, но не так, как помним и поминаем людей добрых, благочестивых, отзывчивых на добро, благожелательных, кротких, набожных. Мы помним наших добрых матерей и отцов и храним их простые и немудрые наставления лучше, чем мнения учёных мудрецов. Мы помним встречавшихся нам на жизненном пути простых, но благочестивых людей и похвалу им в наших глазах воздаём гораздо высшую, чем прославленным умникам, умелым дельцам, богатым предпринимателям, знатным людям...

Воистину, высшей хвалой останется для нас навсегда название истинного христианина. Воистину, Христос Спаситель есть наша хвала, наша честь, наше украшение!

В одном древнем городе в первые века христианства было гонение на верующих. Христиан, наконец, изгнали совсем из города. Но вот началась в нём моровая язва. Язычники здесь поступили по-язычески: отцы и матери бросали детей больных, детей оставляли без призора и ухода родителей, братьев и сестёр. Несчастные больные ни от кого не могли получить хотя бы чашу воды и умирали от жажды. Мёртвые лежали по улицам непогребёнными. Все живые и здоровые бежали вон. В это время возвратились в город изгнанные христиане. Они стали ухаживать за больными, служить им, хоронили мёртвых. За зло они по-христиански воздали добром. В их делах виделся милующий Христос и Его учение любви. Кончилась моровая язва. И в городе том уж не раздалось ни слова против Христа и скоро все жители его крестились во имя Христово.

Так древние христиане не только сами, крестившись, облекались во Христа, но в Него облекали и других. Христос – краса и хвала наша; выше этой хвалы нет ничего в мире, и пред ней не устоит ничто худое! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх