Где истинное счастье? III. В отношении семейства

Где истинное счастье? III. В отношении семейства

Тайна сия (брак) велика;

я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

(Еф.5:32).

У всех людей и народов принимается за неоспоримую истину, что семья есть фундамент человеческого общества, а следовательно, и для всего нравственно-доброго на земле. Вот почему один из знаменитых богословов сказал, что хотя бы все другие столпы и опоры человеческого общества рухнули, но христианский брак и семья представляли бы собой такую твердыню, которая одна в состоянии держать всё. Но если и этот последний столп рухнет, тогда неизбежно падет всё здание христианской жизни. Неудивительно поэтому, что неверие всё пускает в ход, чтобы подкопаться и разрушить этот коренной столп христианства, и, если бы это удалось ему, тогда всё очутилось бы в его руках: родители, дети и всё общество. Поэтому, задавшись целью разрешить вопрос о том, где истинное счастье – у веры или у неверия, мы должны прежде раскрыть отношение как той, так и другого к браку и семье, чтобы дать правильный ответ. Благословение христианства так ясно и очевидно в этой области, как нигде. Равным образом и вред неверия так сильно бросается здесь в глаза, как ни в какой другой области. И несмотря на это, учение неверия о браке и семье, к величайшему вреду человечества, распространяется всё более и более. Отчего же это происходит? Оттого, что здесь-то по преимуществу находят для себя санкцию человеческие страсти, и притом самые опасные страсти – чувственные. Вот почему с особенной настойчивостью приглашаю вас, братие, выслушать меня повнимательнее, чтобы из этой беседы вы могли почерпнуть новую ревность в исполнении обязанностей, относящихся к христианской семейной жизни.

Мы рассмотрим сейчас семью под влиянием веры и неверия, во-первых, в ее происхождении и состоянии и, во-вторых, в ее деятельности.

1.

1) Семья имеет свое начало в браке, а христианская семья, следовательно, в христианском браке, который установил Христос как Таинство Своей Церкви. Говоря об обязанностях супругов и желая расположить их к верному исполнению их, апостол Павел замечает: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:32). Это положено было в основание и высказано было при учреждении Богом брака еще в колыбели человеческого рода. Когда Господь Бог привел к Адаму жену, то этот в божественном озарений сказал: оставит человек отца своего и мать свою и прилепит ся к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). В этих словах выражается всё, что составляет сущность брака, – выражается любовь, ибо ради жены человек оставляет отца и мать, выражается единство, ибо один только муж и одна только жена составляют брачную чету, выражается и нерасторжимость брака, ибо муж и жена так тесно связаны, что составляют как бы одну плоть, одно тело, одно лицо.

После ужасного извращения брака в язычестве, после того, как за жестокосердие неискупленного человечества Бог не дал познать истинное значение брака даже и иудеям, Спаситель наш снова возвратил его к первоначальной своей чистоте и святости. Он возвел его на высокую степень святого Таинства и утвердил Своею благодатью. Христианский брак должен быть отображением исполненного любви, неразрывного союза Христа с Его земной невестой – Церковью и той искренней преданности последней, с какой она должна относиться к Нему, как невеста к своему жениху. Для сего брак должен быть запечатлен той благодатью, которая истекла из ран Господа и Его открытого сердца. Этой благодатью брак освящается во всем своем существе. Благодать эта освящает и естественную любовь, соединяющую супругов, так что Апостол мог сказать мужьям: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25), а женам: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф.5:22), а тем и другим вместе: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф.5:21). Эта благодать освящает единство брака, так чтобы верность супругов друг другу не нарушалась не только делом, но и помышлением сердца. Почему Господь говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:27–28). Благодать Таинства закрепляет, наконец, нерасторжимость брака, без которой немыслима никакая истинная любовь и верность, невозможно достижение цели, для которой установлен Богом брак, невозможно освящение супругов и детей: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).

Таков, братие, брак, установленный Христом. Он есть великое Таинство, но только во Христа и во Церковь. Любовь, соединяющая супругов в этом браке, так же чиста и свята, так же самоотверженна, как любовь Христа к Своей Церкви; верность друг другу нас только нерушима, что у христианских супругов не должно быть никакого даже тайного помышления о неверности. Этот союз настолько крепок, что он продолжается до смерти и никакая сила мира не может разорвать его. Поистине только такой брак отвечает достоинству человека.

2) Посмотрим теперь на тот брак, который проповедуется неверием и противохристианским духом нашего времени. Христианский брак сведен с неба, чтобы человека возвести на небо, а брак неверия – от земли и во всем остается на земле. Христианский брак удаляет от себя всякое похотствование и страсть, а брак неверия дает широкое место господству страстей. Это прежде всего не та святая, чистая, самоотверженная любовь, которая соединяет супругов в христианском браке, но в высшей степени чувственная, плотская любовь, проистекающая из обоюдных привлекательных естественных качеств супругов. Я не скажу, что этого не случается и при христианском браке или что такая любовь при нем совсем не имеет места, – но христианство освящает эту естественную любовь, возвышает и облагораживает ее. Неверие же в благоприятных случаях остается только при ней; в большинстве же случаев при неверии на место христианской любви, имеющей свое основание в любви к Богу, выступает у супругов себялюбие, корыстолюбие и чувственность. Между тем как христианская любовь супругов не прекращается никогда, но бывает сильна и крепка как смерть, естественная же и чувственная любовь продолжается до тех пор, пока не исчезла красота и молодость, пока не прожиты деньги и имущество, – словом, всё то, из чего она происходит. Если же так изменчива и непостоянна любовь, то каким образом может быть постоянной верность? При отсутствии соблазна внешнее приличие, внешняя благопристойность, может быть, и удержит от фактической или по крайней мере открытой неверности, но могут ли только эти побуждения предохранить испорченное, развращенное сердце от супружеской измены и неверности и удержать от падения при сильном искушении и соблазне? Когда, например, пробуждается страсть, и чувственность воспламеняет плотскую любовь, когда открываются соблазны, когда угрожает потеря земных благ или представляется большое приобретение, уцелеет ли тогда тот союз, который не связан, не закреплен никакой высшей идеей? Нет; мы ежедневно видим, как с распространением неверия всё более и более ослабевают брачные узы и более и более возрастает количество бракоразводных дел.

Вот почему в натуре неверия замечается всегда та особенность, что оно избегает брака более высокого характера и низводит его на степень обыкновенного контракта, который, как при торговых сделках, заключается без Бога и Церкви и не налагает на супругов никаких обязанностей в отношении Бога, так что такой контракт легко может разорвать каждая страсть, каждое увлечение.

Если, таким образом, семья имеет свое основание в браке и если семейство признается вообще фундаментом человеческого общества и всего нравственного, доброго, то где в таком случае истинное счастье и благополучие: в заключении ли брака по правилам веры или по правилам неверия? После того как мы рассмотрели с обеих сторон сущность брака, ответ на этот вопрос, конечно, не должен затруднять никого. В браках по вере – постоянная, непрекращающаяся любовь и ненарушимая верность во всех положениях и обстоятельствах жизни – в счастье и в несчастье, в нужде и изобилии, во дни здоровья и болезни до самой смерти и даже после смерти. Там – постоянное сознание, что этот брачный союз от Бога, Которому нужно дать отчет в своем супружеском поведении; там – сознание, что нет возможности разлучения, пока не разлучит нас смерть. Какой твердый оплот, какая несокрушимая дамба против каждой страсти это сознание супругов, что они соединены между собою благодатию Таинства! Но здесь, при неверии, приводит к браку чувственная любовь, а часто еще более низкие и корыстные побуждения. Земные побуждения и приводят к браку, земные же соображения поддерживают внешнее общение. Но во дни несчастия и в пылу страсти и увлечения нет никакой преграды, никакого сдерживающего начала, которое могло бы послужить сохранению любви и верности, между тем как возможность расторгнуть союз, нарушить любовь и верность очень часто приводит к действительному расторжению брачного союза, ибо что соединено только человеком, то человеком же может быть и разлучено. Но чтобы такой брак и основанная на нем семейная жизнь могли принести человеку истинное счастье, то кто поверит этому? Во дни счастья и благополучия, когда все идет гладко, пока еще сильна чувственная любовь, это еще может быть. Но пробным камнем для человека всегда служат не столько счастье и благополучие, сколько несчастье и неудачи. Не тогда познается нравственная мощь и крепость человека, когда он далек от всякой опасности и искушения, но во время опасности и испытаний. Так это бывает и в супружеской жизни, где мы видим, что христианский брак, как установленный Богом, несравненно крепче и прочнее, чем брак неверующих.

Эта истина будет для нас еще яснее, если мы рассмотрим жизнь семьи под влиянием веры и неверия.

2.

1) Деятельность семейства, вся семейная жизнь бывает, естественно, очень неодинакова, смотря по началам, на которых она построяется. Но как дерево познается всегда по своим плодам, так и здесь. Доброе дерево христианского брака приносит семейству прекрасные плоды, дурное же дерево нехристианского брака, который часто носит одно только это название, но на самом деле не есть брак, приносит семейству, а следовательно, и всему человечеству, дурные и плоды.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предан Себя за нее... Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф.5:25, 22, 21 ). Эти слова Апостола суть правило жизни, по которому слагается взаимная жизнь супругов, если их соединил Бог, – это истинная любовь мужа к своей жене, как к своему собственному телу: для нее он трудится и работает, для нее жертвует он своим временем и своими силами, даже и своею жизнью, если потребует этого Бог. Она не есть его служанка и раба, она – его подруга, равная с ним по происхождению, с которого он составляет единое в совершении каждой христианской добродетели, в особенности же в христианской любви к ближним. Он назначен Богом господином своего дома, но свое господство выражает он не в грубости и суровом деспотизме, но им прежде всего руководит при этом правда, а потом любовь. Так как он в своем доме поставлен Богом как бы священником, то он заботится, чтобы все члены семьи служили Богу, и в этой добродетели, как и в каждой другой, он идет впереди всех, показывает всем пример. Так как он отец и попечитель семьи своей, то, добросовестно совершая труд свой в своем призвании, он избегает мотовства и расточительности и всех других пороков, которые от нее происходят, к ней и приводят, например страсти к азартным играм, к пьянству, к разгулу и всего, что соединено с ним. Таков христианский супруг. В этой любви соединена с ним и его жена, и так как эта любовь происходит из любви к Богу, она есть любовь уважения и страха как слабой части к более сильной, любовь повиновения мужу как главе, данной ей Богом, любовь неизменной преданности ему и в самые тяжелые времена лишений, скорбей и болезней до последнего момента жизни. В этой любви она разделяет бремя и заботы мужа, повинуется ему во всех его законных требованиях и распоряжениях, и таким образом оба сохраняют мир и внешний, и внутренний. Так совершают они единодушно каждую христианскую добродетель, и чего недостает у одного, то восполняет другой, и в чем погрешает один, от того старается предостеречь и удержать другой. Таково внутреннее общение жизни между христианскими супругами, как изображают ее святые учители Церкви, как направляла ее всегда, направляет и сейчас живая христианская вера. Будет ли кто отрицать, что такая жизнь истинной любви и всецелой преданности супругов, преданности, неизменной до смерти, есть истинное счастье?

Но кто осмелится утверждать, что такое счастье в состоянии принести и неверие? Нет, этого может достигнуть только живая вера, только любовь, имеющая корень свой в Боге и соединенная благодатью святого Таинства. Но всего этого нет у неверия. Чувственная же любовь, очень часто соединенная с самолюбием, корыстолюбием и капризами, не в состоянии проявлять такую любовь смиренного послушания, безропотного исполнения своих обязанностей, любовь, доходящую до самоотвержения, потому что она не дает и не может дать такой силы, которая могла бы противостоять дурным наклонностям и движениям сердца, но ее место тотчас же заступает гордость, упрямство и сопротивление, тотчас же начинается ссора и вражда, как только изменяются прежние отношения. И так как при этом большей частью не бывает живой веры и духовной, в Боге имеющей свой корень любви, то семейная жизнь таких людей часто совершенно расстраивается, ее оставляет дух единства, мира, любви и согласия. Пребывание дома для мужа становится тягостным; он предпочитает проводить время где-нибудь, только не дома. Неохотно возвращается он тогда домой после своих внесемейных развлечений и удовольствий, становится небрежным, расточительным, неисправным в исполнении своих обязанностей к семье и детям, неласково и сурово начинает обходиться с женой и домашними; нет никому от него ни доброго слова, ни доброго примера; в доме постоянная брань и ссоры, широкий простор самым грубым страстям и порокам. Так же и еще хуже бывает и в христианских браках, когда исчезает вера. Может ли здесь найти себе место истинное счастье?

2) К обязанностям супружеским присоединяются еще обязанности родительские. Неодинакова, очень неодинакова бывает семейная жизнь и в этом отношении, смотря по тому, господствует ли в доме дух веры или дух неверия. Не буду много говорить об этом. Но то достоверно известно, что верующие родители смотрят на своих детей прежде всего как на детей Бога, а потому воспитывают их по заповедям Божиим, в послушании, страхе Божием, в любви к ближним, в благочестии и нравственности и во всякой христианской добродетели, сами показывая им пример в этом и внушая, что они существуют не для земли только, но и для неба и что во всех делах своих и поступках они должны будут дать отчет Богу. Несомненно известно и то, что где отец и мать таким образом исполняют свою задачу и ведут строго христианский образ жизни, таковыми же делаются и их дети, являясь добрыми и благочестивыми людьми и христианами, надеждой и опорой в будущем, радостью и утешением своих родителей.

Почему так мало видим мы таких детей? – Потому что очень мало таких родителей. Из всех обязанностей семейной жизни родительские обязанности – самые трудные. Когда угасает дух христианства в родителях, то это неизбежно отражается и на детях, потому что такие родители не исполняют, да и не могут без помощи благодати Божией исполнить как должно этих обязанностей. Дурные, безнравственные, своевольные дети – дети без страха Божия и без любви к ближним, большей частью суть признак развращенной семьи, в которой или совсем не стало христианского духа, или только остался один внешний вид его. А так как это случается весьма часто, то что удивительного в том, если в нашем обществе нет более обыкновенной и более распространенной жалобы, как жалобы на неблагонравие и развращенность юношества?

К христианской семейной жизни принадлежит, наконец, и установленное Богом в пятой заповеди отношение детей к своим родителям. Почтительности к своим родителям как наместникам Бога, любви к ним как к своим благодетелям, любви в счастье и несчастье, любви не в словах только выражающейся, но готовой на всякие жертвы и лишения, – вот чего требует от детей пятая заповедь, и это есть наилучший плод семейной жизни. Не поистине ли счастливые люди те родители, дети которых исполняют эту заповедь, а равно и самые дети? Но может ли все это быть там, где нет христианской жизни, где живая вера и страх Божий или совсем не зарождались в сердцах детей, или если и были, то погашены снова? Нет, опыт показывает, что там, где нет веры, где нет христианского духа, нет и счастья. Своекорыстие и грубость, неуважение родителей, отсутствие любви к другим, скупость и жадность даже в виду величайшей нужды – вот печальные плоды внутреннего или внешнего отпадения от веры.

Итак, где же истинное счастье – снова спрошу я: у Христа или у мира, у веры или неверия? Кто может затрудниться в ответе на этот вопрос, когда он видит, как подрывается неверием самый последний столп человеческого общества – брак и семейная жизнь? Где господствует неверие, там может быть только кажущееся счастье. Напротив, где семейной жизни дает направление вера, там у человека всегда есть надежда на лучшее будущее, несмотря на все другие признаки несчастья. Как бы ни было, христианские супруги, тяжело положение вашей семейной жизни, вы всегда можете поправить его и отвратить от себя погибель, лишь бы только Господь Бог помог мне возбудить сегодня в вас твердое намерение свято и добросовестно исполнять все ваши обязанности, которые лежат на вас как на супругах, родителях или как на детях, лишь бы не перестали вы смотреть на брак как на великое Таинство во Христа и во Церковь и не дозволяли себе нарушать его или вступать в так называемый гражданский брак, который не есть брак, а незаконное сожительство, достойное не благословения, а проклятия Бога. Пусть юношество готовит себя к многоответственному и святому супружеству молитвой, святой и чистой жизнью. Пусть неизменная верность и любовь соединяет всех супругов и пи один брак не расторгается под влиянием страстей и непримиримой вражды. Пусть все родители помнят всегда свои священные обязанности в отношении детей и верно исполняют их, несмотря на труды, заботы и видимую безуспешность. Пусть все дети почтительностью, любовью и послушанием к своим родителям составляют истинную для них радость, а себе самим заслуживают обещанное благословение Божие. Если зацветет в вашем обществе такая семейная жизнь, тогда, нет сомнения, расцветет для вас и всего будущего потомства вашего счастье, спасение и Божие благословение.


Голос Церкви. 1914. Январь. С. 3–15; Февраль. С. 3–16; Март. С. 3–15; Апрель. С. 3–15; Май. С. 3–15; Июнь. С. 13–25.



Наверх