II. Христос – наша защита. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

II. Христос – наша защита. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

Церковная песнь образно представляет нам смысл и обязанности крещения. «Кто во Христа крестился, тот во Христа оделся», – так говорит нам его церковное песнопение, которое возглашается пред нами за богослужением в те именно дни, к которым древняя Церковь имела обычай приурочивать крещение уверовавших во Христа.

Итак, Спаситель здесь сравнивается с одеждой. Рассмотрим это сравнение и постараемся уразуметь его смысл в отношении к крещению. Одежда нужна человеку, прежде всего, для того, чтобы покрывать его тело и защищать его от вредного влияния сил и явлений природы, – от холода, от зноя, от ветров и бурь, от всех предметов, которые нагому телу могут принести вред. Конечно, такая защита одежды совсем не нужна телу мёртвому: мертвеца не согреешь, мертвецу не нужно охлаждения от зноя, мертвецу не опасно, если его ушибут, поцарапают; мертвецу ничем не возвратить потерянной жизни. Но и живое тело само по себе не может обойтись без покрытия одежды: оно замёрзнет в стужу, оно настрадается от зноя и пыли, оно получит смертельную простуду в сырую погоду, ему больно и опасно ходить без одежды, наталкиваясь на различные предметы – камни, здания, деревья и прочее.

И в жизни духовной мы наблюдаем нечто подобное. Душевная жизнь человека, ещё не мёртвого по душе, нуждается в помощи со стороны. Конечно, помощь эта не нужна мертвецу духовному. Но если в нас осталось стремление к Богу, к нравственному совершенству, если в нас осталось чувство покаяния в грехах, чувство мучительной тяготы от сознания своего недостоинства, если есть у нас желание жить духом, опять прийти к Богу, Источнику жизни: тогда мы ещё живы. Но и живые – мы бессильны. Мы любим добро, а делаем зло; мы все желали бы быть чистыми и святыми, а сами погрязаем в грехах и пороках. Нет из нас ни одного такого, который намеренно и сознательно сказал бы о себе: я желаю быть дурным, мне нравится быть вором, развратником, злодеем. Мы, напротив, оскорбляемся, если кто нас назовёт такими именами; мы тщательно скрываем, если имеем что худое или сделали что-либо позорное. Из этого ясно, что мы любим добро и стремимся к нему. Из этого ясно, что мы не умерли духовно.

А что же выходит на деле? На этот вопрос мы всего лучше ответим словами человека святого, испытавшего и глубину падения, и высоту святости, бывшего гонителя Христова, а потом ревностного апостола. Ему были ведомы и тайны Духа Божия, и тайны духа человеческого. Вот, что он пишет: «Не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, то делаю. Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?!» (Рим. 7:15-24).

Так говорит св. ап. Павел. Скажите, братие, разве слово в слово не можем мы приложить сказанного к себе? Разве этими словами не говорит в каждом из нас совесть? Разве не каждого из нас нарисовал св. апостол приведёнными словами?

О, кто же нас избавит? Кто защитит? Кто покроет?

Одежда и защита наша – Христос Спаситель, в Которого мы крестились, в Которого при крещении мы облеклись. Мы живы духом, мы любим добро, но сил не имеем следовать ему; Христос Спаситель даёт нам и даёт эти силы.

Гонит нас дьявол, искушает на зло, обещает и счастье, и наслаждение, и славу, если мы последуем его прельщению. А Христос нам говорит: именем Моим бесы ижденут! И сколько людей было, которые в учении Христовом, в повиновении Его Церкви находили и находят силы противостоять всякому искушению на зло.

Палят и обжигают нас страсти наши. То гневом, то злобой, то завистью, то ненавистью, то нечистой похотью разврата, пьянства и объедения загорается наша душа и наше тело. Можно ли защититься от этого огня палящего? Можно ли удержаться от таких страстей? Можно, братие, можно при помощи Христа Спасителя! Тому доказательства налицо, мытари и гонители делались апостолами; блудники и блудницы, раскаявшись, удивляли ангелов чистотой жизни; величайшие грешники становились прославленными святыми. И таких – великое множество. Но все они, во Христа одевшись, только при помощи Его учения, Его благодати, по любви к Нему и по вере, становились сильными и говорили о себе словами апостола: вся могу о укрепляющем мя Иисусе! 

Холодеет наш дух, замирает, как от страшной стужи, от лености, нерадения, невнимания, от уныния, отчаяния, горестей и скорбей. Можно ли согреть наш дух? Можно ли придать ему бодрость, силу, мужество, ревность, огонь? Можно ли не охладить духом навеки? Можно, братие, можно при помощи Христа Спасителя! Тому доказательства налицо: отвергшийся и покаявшийся апостол исторгнут из уныния; тонувший от маловерия поддержан Христом; спавшие апостолы разбужены Божественным Учителем; гонимые христиане горели духом и не боялись страданий; отроки, юноши, девы, старцы смело смотрели в глаза смерти. А сколько боязливых, которые Христом укрепляются! Сколько и теперь страдающих, больных, гонимых, которые в вере, в любви ко Христу, в уповании жизни вечной находят себе бодрость, отраду и часто бывают веселы и благодушны!

Не было и нет человека христианина, который при нападении греха и страстей, при соблазне уныния, страха и лености остался бы без помощи, если только он вспоминал Христа, Его учение, Его обетования о вечной жизни, Его заповеди блаженства, Его призывы к нищим духом и плачущим и гонимым. Ведь Он Сам этими именно словами закончил Свои призывы: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12).

В таинстве Крещения и в прочих таинствах, которые мы можем принимать только чрез веру во Христа и Его искупление, мы и получаем те высшие, небесные, благодатные силы, дары Духа Святого, – те силы, которые делают слабых крепкими и помогают нам побеждать все препятствия к спасению и нравственному совершенству. Облекаясь во Христа, мы в нём получаем одежду для души, которая её защищает от зноя и холода, от всего вредоносного. Мы не видим, как это совершается? Однако это действительно совершается, и пример этого налицо: все святые и каждый верующий, если он хоть раз боролся со злом, вспоминая при этом Христа. Мы ведь не видим и того, как приливают силы к земле и природе после зимней стужи, но они приливают, ибо есть весна и есть лето.

Христос Спаситель – наша Одежда, наш Покров, наша Защита. Только безумец станет отбрасывать тёплую одежду, поданную ему благодеющей и любящей рукой в зимнюю страшную стужу. Только безумный и погибающий духовно, духовно-мёртвый, оттолкнёт протянутую к нему спасающую руку Христа Господа.

Иисусе, теплото любимая, огрей мя! Иисусе, одеждо светлая, украси мя! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх