Хранение слова. (Поучение в неделю 35-ю, 1907г)

Хранение слова. (Поучение в неделю 35-ю, 1907г)

Св. апостол Павел, наставляя любимого своего ученика, молодого своего соработника Тимофея, пишет ему: будь образцом для верных в слове (1Тим. 4:12).

По-видимому, что легче хранить всегда только доброе слово и избегать слова гнилого и срамного. Но опыт людей, много и долго работавших над своим душевным спасением, удостоверяет нас, что хранение слова – добродетель насколько высокая и важная, настолько и трудная. И прежде всего, удостоверяет нас в том апостольское писание. «Все мы много согрешаем, – пишет св. апостол Иаков. – Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий. Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык – огонь, прикраса неправды... это – неудержимое зло; он преисполнен смертоносного яда» (Иак. 3:2-8).

"Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, созданных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, сему так быть« (Иак. 3:9-10).

Но спросят: почему же нужно придавать такое огромное значение человеческому слову? Ведь оно сказано, и с этим всё кончено, ведь это – пустой звук... Так рассуждают нередко, – и глубоко ошибаются. Разве пуля сама по себе греховна? Ведь это – кусочек металла, не больше. Но если её один выпустит со злым намерением из ружья, то другой, ближний его, будет убит. Разве палка сама по себе греховна? Ведь это – только небольшое дерево. Но если ты возьмёшь её со злым намерением и ударишь другого, то этому другому причинишь страдания, быть может, и смерть.

Так и слово. Оно – звук, не больше. Но оно важно по тому, из какого источника оно исходит и какое действие, какие последствия оно производит. Слово человека есть отображение его мысли, его настроения и чувства, его души. Итак, если это слово полно злобы, лжи и срамоты, то какова же душа у человека? Далее, слово человека не остаётся в воздухе бесследно, ибо человек живёт не в одиночестве пустыни и не с собой самим обычно разговаривает: его слушают другие люди, усвояют и воспринимают слово; слово же услышанное, будучи отображением чужой души, в свою очередь настраивает слушателей в ту или другую сторону, худую или хорошую, их мысли и душу, и приводит их к тем или другим, худым или хорошим, словам, действиям и поступкам. Получается постоянное, взаимное воздействие людей друг на друга и в добре, а больше всего, чаще всего, к сожалению, во зле и в грехе.

Вот почему, действительно, мы, как говорит апостол, много согрешаем все.

В наше время объявлена так называемая свобода слова. Если бы эту свободу обратить на добро, действительно, много бы мы видели от этого пользы в жизни. Указать, в чём добро и польза, всех этому научить, обличить зло, рассудить, как и что сделать, сказать правду, не боясь никого и ничего, поделиться своими знаниями устно и печатно путём слова со всеми людьми, – конечно, всё это хорошо и полезно. Но в том и горе, в том и бедствие наше, что ко всему примешивается грех наш, невоздержание, необузданность, – и свобода слова чрез это обращается во зло неудержимое.

Люди образованные обращают свободу слова в печати в средство клеветы, злобы, разрушения государства, разрушения святой веры. Чего только не написано в последнее время?! Кого только не оклеветали и бранили?! Сообщают в газетах и книгах о том, чего не было и быть не могло; бранят Церковь, проповедуют безбожие, не щадят Царя, клевещут на тех, кто поставлен у власти, возбуждают к ненависти и зависти, призывают к погромам и убийствам, расхваливают преступления... Одни всему этому написанному верят по простоте сердца, думая, что неправду бы не написали, а другие верят по своей злобе, потому что злому человеку приятно всё худое. Так зло посеянное растёт, распространяется и приносит всюду в жизни страшный вред.

Люди же малообразованные, наши крестьяне, рабочие, ремесленники, иначе поняли свободу слова. Грех давит русского человека – грубость и срамословие. Грех этот на наших глазах возрос необычайно. Выйти на улицу стало невозможно. Днём, вечером, особенно в праздники, под праздники, когда в храмах идут Божьи службы, когда на молитву спешат старики, женщины, дети, что мы слышим на улице? Отвратительное сквернословие, самые гнусные и гнилые слова, самую грубую и срамную брань! И бранятся по самому ничтожному поводу, сквернословят часто просто для провождения времени... Съехались два извозчика, помешал один другому переехать дорогу, пришлось остановиться прохожему в ожидании, пока проедет запряжённый воз, лошадь ли остановилась утомлённая, сбруя ли не в порядке, колесо ли попортилось, – по всякому поводу слышится грубая, отвратительная брань, мерзкое, гнусное сквернословие! Дети слушают это и заражаются худым примером; не зная значения слов, дома их повторяют при родителях, при сестрах и братьях; женщины и прохожие сгорают от стыда, слушая это срамословие, и не знают, как взглянуть один на другого. И все эти ругатели, грубияны повторяют одно: теперь свобода слова.

Закон государственный и власть гражданская рано или поздно начнут обуздывать эту распущенность слова и карать её наказаниями. Но христианину стыдно ожидать такого закона, чтобы сдержать себя от греха, стыдно в безнаказанности почерпать себе силу и смелость предаваться греху и такой безнаказанностью себя оправдывать и извинять. У нас есть вечный закон – закон Божий и закон нашей христианской совести. Закон Господень заповедует нам: если хочешь быть совершенным по душе, не согрешай в слове, ибо кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело (Иак. 3:2); если хочешь видеть в обществе и государстве благоустройство и порядок, если хочешь видеть дни благие, – удержи язык твой от зла и уста твои, чтобы не говорить лжи (Пс. 33:13-14).

В переживаемые дни нужно быть крайне осторожным и к слову своему, и к слову чужому, безразлично, устному или печатному. Чужое слово тщательно проверяй и не давай ему власти над собой: своё слово береги и сдерживай. Воистину, иногда малый огонь много вещества зажигает! Воистину, малое человеческое слово как много приносит зла, как много приносит гибели, опустошения и разрушения жизни!

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих! (Пс. 140:3). Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх