Годовщина кончины патриарха Тихона

Год тому назад, 8 апреля, телеграф принес роковую весть о безвременной кончине патриарха Тихона. Смерть была внезапной и весь мир поразила своею таинственностью. Истекший год не пролил света на обстоятельства этой смерти, и это дало богатую пищу народной фантазии. Создалось множество легенд и характерно, что все эти легенды живописуют почившего патриарха, как любимого и дорогого народного героя, даже из могилы благодатно помогающего народу своему.

Почему народ полюбил гонимого и травимого патриарха Тихона, почему возвел его в свои герои? Чтобы уяснить себе это, остановимся сегодня, в день блаженной кончины Тихона, хотя на некоторых этапах его патриаршествования.

Тихон вступил на патриарший престол в такую годину, когда на Руси поднялась беспримерно страшная буря, беспощадно крушившая многое неугодное народу, но не щадившая и того, что русский народ считал и считает святейшею святынею души своей, заветом предков, заветом Бога. Мужи разума и силы, на которых народ искренне возлагал  свои упования, трусливо безмолвно сходили со своих командных позиций, не предпринимая ничего в защиту народных прав и святынь. Покинули свои позиции мужи ратные, и мужи правящие, и судьи и прочие. Один лишь патриарх Тихон мужественно остался на своем священном и ответственном посту и бодро стал на защиту родного народа, его прав и его святынь. Мало этого. Один лишь он мужественным словом и героическим примером стал воодушевлять и сплачивать не только своих прямых со-работников, но и все живые силы народа для сознательного, морального противодействия попирателям народных прав и народных святынь. Воодушевленное слово и героический пример возымели свое действие. Все церковные со-работники Тихона остались на своих постах и стали под руководством патриарха Тихона исполнять со святым самоотвержением свой священный долг по отношению к родному народу. Герой Тихон поставил свою церковь на пьедестал народной героини.

Настала ужасная пора кровавого террора. Тысячами гибли соратники патриарха Тихона и на архиерейских и на иерейских постах и в рядах простых верующих, членов церковных советов и т.д. Но и п. Тихон умел рождать героев, которые по его мановению шли и заступали места выбывших из строя и продолжали священное дело почивших. Тихон сумел явить врагам, что живые силы церковные и народные неисчерпаемы, неистребимы. В этом его первая заслуга и его первая блестящая победа.

Когда начался ожесточенный поход против народной веры, ее догматов и канонов, когда настала пора антирелигиозных митингов и атеистических изданий с неслыханными даже при Нероне издевательствами над христианами и христианским пастырством, когда на помощь врагам всякой религии были привлечены и враги из рядов конфессиональных противников православия, патриарх Тихон мужественно и непоколебимо остался при исповедании чистого святого дорогого народу православия и благодарный народ не преминул провозгласить его, как некогда святителя Николая, «правилом веры и образом кротости» и стал следовать примеру своего патриарха.

Попытка изолировать патриарха и наиболее популярных его сотрудников и таким образом лишить его возможности влиять на народ, дала результаты противоположные ожидаемым. Патриарха и его сотрудников народ провозгласил исповедниками и стал чтить как исповедников.

Была сделана попытка внести дезорганизацию в Тихоновские ряды путем выдвижения против него церковных отбросов из низложенных по церковному суду иереев и архиереев. Но и это не помогло. Народ остался верен своему излюбленному герою патриарху Тихону, а его противников стал честить такими именами, которые, несмотря на их несомненную меткость и выразительность, неудобны для печатного слова.

Наконец, последовала внезапная и таинственная смерть Тихона. Враги были готовы торжествовать победу. Но уже в день погребения патриарха они не могли не понять, что торжествовать преждевременно. Собравшийся на печальное торжество в несметном количестве народ открыто сравнивал настроения и обстановку погребения патриарха с погребением его противников и находил, что патриарх и здесь победил. И по настоящее время стекающийся к могиле патриарха народ из уст в уста передает, что великий и верный друг и из могилы своей чудесно помогает народу исцелениями и чудесами, а про могилу его противника, со свойственным русскому народу сарказмом, рассказывает непечатные и печатные анекдоты, некоторые из коих уже, кажется, успели облететь весь мир и в слове и в рисунках.

Да, и, Тихон в сознании русского народа жил, живет и будет жить, как в своем роде единственный верный друг народа в пору тяжелого лихолетья, как исповедник народной веры, как мученик за народные интересы и права, как заступник народа не только во время земного жития, но и целитель народных недугов, простирающий народу руку помощи из могилы.

Можно решительно сказать, что роль патриарха Тихона в жизни русского народа не вся в прошлом. Любимый народный герой, ныне уже недосягаемый для врагов, будет разить их из-за могилы еще сильней чем при жизни.

О явлениях этого порядка знает история, но лицам, не знающим и не хотящим знать истории, скажет об этом текущая и грядущая действительность.

Православный журнал «Вера и жизнь»
№4, 1926 г., апрель, с.6–8.

Наверх