Двадцать восьмой день. Поучение 1-е. Свв. апостолы от 70-ти: Иасон, Сосипатр и проч. с ними свв. мученики

Двадцать восьмой день. Поучение 1-е. Свв. апостолы от 70-ти: Иасон, Сосипатр и проч. с ними свв. мученики

(О том, что сделали св. апостолы для распространения христианской веры и что должны делать для ее распространения мы).

I. Свв. апостолы Иасон и Сосипатр, память коих совершается ныне, ученики и сродники св. ап. Павла, вместе проповедывали евангелие в разных странах. На острове Корцире (Корфу) они были заключены за это в темницу и здесь «обратили ко Христу семерых разбойников», которые приняли мученическую смерть за веру: они скончались в котле с растопленными смолою, серою и воском. Обращенный апостолами ко Христу темничный сторож был также предан смерти через обезглавление. Сами же апостолы Иасон и Сосипатр были подвергнуты истязаниям в глазах всего народа и потом снова брошены в темницу. На страдания их смотрела из окна дочь правителя Керкира, и так была поражена терпением мучеников, что исповедала себя христианкою. За это и она была заключена в темницу и потом, повешенная на дереве, приняла смерть за Христа, быв задушена дымом и поражена стрелами.

После кончины дочери правитель стал еще ожесточеннее преследовать христиан, но, отправившись на остров с этою целию, он во время переезда утонул. Тогда, получив свободу, Иасон и Сосипатр продолжали просвещать народ; за это вновь были подвергнуты истязаниям, но оставшиеся невредимыми в котле с кипящею смолою, так поразили народ проявлением над ними такой Божественной силы, что многие уверовали тогда во Христа и даже новый правитель в умилении воскликнул: – «Бог Иасона и Сосипатра! помилуй мя!» и вслед за тем принял крещение от апостолов, которые дали ему имя: Севастиан.

Свободные теперь проповедники слова Божьяго беспрепятственно распространяли его и, творя многия чудеса (между прочим, воскресили умершего сына правителя), обращали народ ко Христу.

Иасон был впоследствии епископом в своем родном городе Тарсе, а Сосипатр в Иконии. Оба они мирно скончались в глубокой старости.

II. Мы видели, братие, что св. апостолы Иасон и Сосипатр всю жизнь свою посвятили на обращение людей к свету христианской веры: быв заключены в темницу, они обратили ко Христу семерых разбойников, темничного сторожа, дочь правителя, нового начальника острова, и потом множество других язычников. Пример их св. жизни, посвященной на распространение истинного света Христова между язычниками, сидевшими в духовной тьме, побуждает и нас подражать св. апостолам в деле распространения христианской веры.

Дабы удобнее было нам научиться у апостолов их св. ревности в распространении церкви Христовой на земле, мы посмотрим сначала, что сделали св. апостолы вообще для создания Христовой церкви, чтобы потом легче ответить на вопрос: «что должно делать для ее сохранения и распространения и нам?»

а) Что же было предпринято св. апостолами?

Св. апостолы решились отказаться для достижения своей цели и отказались от всего, что для них могло быть всего любезнее на свете – отказались от своего семейства и отечества. Они твердо помнили завещание своего Господа: «аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь и жену и чад и братию и сестер, не может быти Мой ученик» (Лк.14:26). Помнили, и – равнодушно оставляли для Господа все, что на земле было им любезно.

Св. апостолы, далее, отказались от всякого спокойствия в жизни. Вся их жизнь проведена в беспокойных, трудных и опасных путешествиях для евангельской проповеди. Для евангелъской проповеди они плавали за моря, тонули, опять плавали, – ходили в самые отдаленныя, самые жаркие или холодные земли, – ходили без всякого запаса и без надежды на нужное пристанище, – ходили к народам самым грубым, весьма глубоко погрязшим в разные пороки, и посему почти неспособным ни к какому вразумлению.

Св. апостолы решились переносить при распространении евангельского учения и переносили все неприятности, каким могла подвергать их злоба иудеев и язычников. Ап. Павел, описывая апостольское состояние, говорит: «мы позор миру, буии Христа ради, страждем, скитаемся, труждаемся, укоряеми, хулими, отреби миру, всем попрание» (1Кор.4:10-14). Тяжкое положение! Но это положение не устрашало их и не смущало.

Наконец, св. апостолы решились отказаться, для удобнейшего распространения Христова учения, и отказались даже от хранения своей жизни. Иисус Христос перед Своим страданием ясно предсказал им: «Мене изгнаша, и вас изженут» (ин.15:20); «приидет час, егда всяк, иже убиет вы», «мнится службу приносити Богу» (Ин.16:2).

Вот какими пожертвованиями св. апостолы, при Божией помощи, рассевали тьму заблуждений, ослабляли силу греха и основали на земле благодатное царство, воспитывающее граждан для царства небеснаго. Вечное благодарение св. апостолам! Без их трудов и ревности мы и теперь сидели бы «во тме и сени смертней» (Мф". 4, 16); может быть и теперь поклонялись бы идолам, и были «безбожны в мире» (Ефес.2:12); Это несчастие, ужаснейшее из всех несчастий, удалили от нас св. апостолы.

б) Что должно делать для сохранения и распространения Христовой церкви нам?

Прежде всего нам должно основательно узнать Христово учение, и жить не по какому-нибудь иному учению, не по каким-нибудь иным правилам жизни, а по учению и правилам нашего Господа Иисуса Христа. Не зная основательно Христова учения, мы не будем в силах сообщить его другим, неведущим нашим братиям и даже нашим детям, просвещение верою коих есть первое дело всех родителей: ибо ежели страшна ответственность невежды врача, который и при посредственном сведении мог бы восстановить больному здоровье, но не только не восстановляет ему здоровья, а отнимает у него и жизнь: то как страшна ответственность наша, ежели мы своим невежеством будем отнимать у детей наших, у неведущих наших ближних, жизнь духовную, и низвергать их не только в могилу, но и в ад!

Основательно узнавая Христово учение, нам непрестанно должно стараться и жить по Христову учению. «Ты, о человече Божий, гони правду» (т. е. преуспевай в правде), «благочестие, веру, любовь, терпение, кротость», заповедал апостол Павел Тимофею, учителю Ефеса (1Тим.1:11). И это совершенно необходимо. Ибо Христос всем христианам заповедал: «будите совершени, яко же Отец ваш небесный совершен есть». Можем ли мы с силою учить других чистоте нравов, будучи нечисты сами? Будем ли мы в силах отвращать других от пороков, когда они видят эти пороки в нас самих?

Мы обязаны выводить на путь истины всех около нас заблуждающих; обязаны питать хлебом небесным всех, жаждущих вечной жизни. И в наше время много лжепророков, напр. разного рода сектантов и раскольников, с которых нам должно снимать овечью одежду, которою они прикрываются, и губят овец. И в наше время есть слабые в вере, которых должно укреплять. И в наше время есть прямо неверующие, которых должно приводить к вере. Посему и в наше время нам нужен труд апостольский – труд ревностный и неутомимый.

Господь от всякого из нас непременно требует самоотвержения. Без самоотвержения мы не можем оставить самолюбия, а самолюбивый, потому самому, что он любит наипаче себя, никак не может также внимательно смотреть на Господа и дело Его, как он смотрит на себя. Он никак не может проповедывать Христово учение ни совершенно чисто, ни с должною ревностью; тем более он не может верно сам держаться учения Христова и жить по христиански. «Никтоже может двема господинома работати:-либо единого возлюбит, а другого возненавидит; или единого держится, о друзем же нерадити начнет» (Мф.6:24) сказал Господь. Кто не вполне Божий, тот не может усердно делать Божиими ни себя самого, ни тем менее около себя других.

III. Посему всякий из нас должен стараться сделаться и действительно быть человеком Божиим, совершенным на всякое дело благое уготованным, и готовым (2Тим.3:17), а особливо для достижения великой апостольской цели – распространения и укрепления Христовой церкви, если не словом благовествования, к которому не все призываются, то по крайней мере благочестивою жизнию, добрыми советами, молитвою и готовностью содействовать своими пожертвованиями благовестникам Христовым. Аминь.

                                                                                                                                                                                                                    4 мая 1896 г



Наверх