Двадцать девятый день. Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский

Двадцать девятый день. Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский

(О добродетели послушания и в особенности о послушании духовным пастырям в деле спасения).

I. Препод. ныне ублажаемый Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца – инока и представил в жизни своей образец дивного послушания. Несмотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, препод. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца. Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: «слава Богу, благополучно». Между тем, синие полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: «отче, Акакий, ученик мой, умер». «Нет, не умер, спроси его и он сам тебе это скажет». Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: «разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе». Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика.

II. Препод. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания.

а) И во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ее члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ее члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе; ко вреду для себя и для семьи.

б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: «жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкви» (Еффс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то над семьею почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовию, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.

в) В-третьих, все граждане должны в полном смирении оказывать всякое послушание царю и всякому начальству, от него поставленному. Ибо что стало бы с нами, если-б никто никакого начальства знать не хотел и никто никому повиноваться не стал? – Вот что было бы: настали бы раздоры, несогласия, взаимные обиды, неизбежны были бы разбои, убийства, бунты, междоусобные войны и проч., и наконец – гибель государства. Так говорит и слово Божие: «всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет, и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не» «станет» (Мф.12:25).

г) В-четвертых, все мы обязаны в духе смирения оказывать всякую покорность и послушание духовным отцам своим.

Что такое послушание?

Это есть «отречение от своей воли и своего смышления», это есть «недоверие к себе самому во всем добром даже до конца жизни своей». Так говорит пр. Иоанн Лествичник. Теперь спрошу: а мы разве в праве следовать своему смышлению в деле нашего спасения? Разве нам позволено и веровать, и спасаться, как нам самим вздумается, а не как Бог заповедал? Можем ли мы, если только гордое самомнение не заглушило нашей совести, положиться на свое мудрование, например, в истолковании св. писания? А что, если ошибаемся? Если вместо пользы получим вред душе? Если то, что почитаем добром, окажется на деле вовсе не добром? Чем мы проверим себя?.. Скажем: есть книги, читай, поучайся... Но все ли мы поймем в книгах так, как понимать следует? Разве мы не можем и тут ошибиться? Нет, с одним своим умом мы не далеко уйдем, а заблудиться очень легко можем... А если не верить себе, то необходимо другого спросить. Кого же? Конечно того, кто на сие от Бога поставлен, – пастыря церкви, твоего духовного отца. Слышите, что Господь говорит Своим ученикам, а чрез них и всем пастырям церкви: «слушаяй вас Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается» (Лк.10:16). «Аще» кто «церков преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь! (Мф». 18, 17). Ясно, что каждому надобно быть послушником церкви святой, послушным чадом отца твоего духовного – пастыря церкви. Значит, не одним монахам прилично послушание, а каждому мирянину: они пребывают в послушании у своих наставников и старцев, а ты слушайся пастыря церкви; они во всем повинуются старцу, а ты – хотя в главном, во всем том, что касается твоего спасения – вопрошай отца твоего духовнаго, а еще лучше будет, если и в житейских твоих делах будешь на все чрез него просить Божия благословения.

В наше время так много бродит волков под видом овец, так много стало всяких суемудрых лжеучителей, так много печатают и пускают в народ душевредных книжек на соблазн людей православных, что надо быть особенно осторожным, чтобы не заразиться ядом их лжеучений и не погубить своей души. И штундисты, и молокане, и пашковцы, и раскольники разных толков – все берутся толковать слово Божие, и каждый толкует как ему вздумается, и каждый старается перетянуть в свою секту человека простого, неопытнаго... Берегитесь их, братиямои возлюбленные! Не входите с ними в споры, если сознаете, что не сговорить вам с ними... Идите лучше к своему отцу духовному, поведайте ему свои недоумения; он на то и поставлен Богом, чтобы учить и руководить вас; он и слово Божие, и писания св. отцев знает лучше этих самозванных учителей; а главное: благодать Божия, чрез таинство рукоположения, от св. апостолов друг-друга приимательно на нем почивающая, по вере вашей вразумит его, что сказать тебе на пользу души. Вот в том то и дело: если мы своим умом будем решать вопрос сомнительный, то тут есть опасность от самомнения; а смиренному Бог готов возвестить волю Свою и чрез малого младенца: – Валааму Он возвестил ее даже чрез ослицу бессловесную, – тем паче вразумит нас чрез Своего служителя, которому св. церковь вручила души его паствы на попечение...

III. Братия! Великое дело – добродетель послушания! Нет пути в царствие небесное прямее сего пути! Будем же послушны церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным: будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовнаго, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую, и яко добрых послушников, не лишит благой части в царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был пр. Акакий. Аминь

                                                                                                                                                                                                             5 декабря 1896 г



Наверх