Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воплощение Богочеловека

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воплощение Богочеловека

Велия есть благочестия тайна! Бог явися во плоти. 1Тим.3:16.

Сошествие с небес Сына Божия, и таинственное Его во плоти нашей явление есть начало и основание всех чудес и благодяний, оказанных человеческому роду. Если бы Он не воплотился; наше бренное естество не имело бы сего преимущества, что оно стало соединено с естеством Божественным. Если бы Он не воплотился; не извстен был бы нам Евангельский глас, и слово истины небесныя не огласило бы ушес наших. Если бы Он не воплотился; не узрели бы мы толикие чудеса, которые вместе утвердили и Божественное посольство Его, и людем страждущим подали неожидаемое избавление. Если бы Он не воплотился; великая искупления нашего Жертва не была бы на кресте принесена, и ветхого храма завеса тайны Божия закрывать от нас доселе не преставала бы. Если бы Он не воплотился; не имели бы мы великого за нас на небесх Ходатая, седяща одесную Бога и Отца, и различные Духа Святого дары нам ниспосылающего. И по тому сие Церкви Божией празднование справедливо всех прочих есть началом и основанием. 

Величества бесконечного Богу сойти с небес, в девичестей утробе принять плоть, и бессеменно родитися есть непостижимо понятию нашему, но постижимо всего того основание. А оно есть, что мы ни мало не сумнимся ни о благости Божией, ни о всемогуществ, ни о премудрости. Когда же в сем уверены; то можем ли сумниться, что Бог желает спасения человеческому роду, что все естества уставы в Его состоят расположении, что нет ничего невозможного премудрости Его. Мы сим недовольны; хощем еще знать и самые способы, коими Бог и то и другое производит; хощем испытать и самые стези, по коим шествует премудрость Его. Но сие есть уже любопытство, преходящее те пределы, кои нам от Бога поставлены: довольно, что мы понимаем существо дела; а способы, коими оно происходит, оставим вышнему разуму и Отцу светов. 

Самые язычники в законе своем имели тайны, тайны подлинно, по своей безместности, тьмы и мрака достойные: однако к принятию их не все были допущаемы, а только одни просвещением и доброю жизнью отличившиеся. Кольми ж паче для Христиан потребна чистая вера и совесть добрая, чтоб могли они просвещены быть познанием великих таин Христианских!

Но нынешние некоторые почитаемые философами дерзновенно хулят таинства Христиианские, да и Самого Бога бытие едва признавают. Вот буйство страшное, да и слез достойное, что красота премудрости Божия в такое обращена безобразие превратностью человеческою! Мы сего не понимаем, говорят таковые несчастливцы. Вот гордость, обыкновенный плод неограниченного самолюбия. Мы сего не понимаем. Вот хула на Бога, что аки бы ничего, непостижимый Бог не должен созидать и творить, разве то, что они понять могут; хотя сами, впрочем, не могут не признаться, чтоб не попадало многого и часто под ногами нашими, чего и премудрейшие умы постигнуть не могут.

Что же до таинств Христианских, нельзя об них сказать, чтоб они совершенно были непостижимы. Во всякой науке, чтоб постигнуть истины, требуется, многое приуготовление. Нельзя читать, не изучившись азбуке нельзя читать и совершенно разуметь, не изучившись многим наукам словесным. А к высокой науке Христианской, кроме сего, потребна и непорочность души, и чистота нравов. В душу злотворную дух премудрости не входит: а чистии сердцем зрят Бога. Для них нет ничего непостижимого. Духовный чeловек все испытует и глубины Божия. Человече, сосуд твой смраден; и по тому в оном не вмещается миро небесное. Очисти сосуд твой; и тотчас безвестная и тайная премудрость Божия явятся тебе

Наверх