Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Внутренний свет

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Внутренний свет

Cвеm во тьме светится, и тьма его не объять. Ин. 1:5.

В плотском рождении, как только открывает человек очи свои, уже и видит озаряющий очи его свет; и потому тотчас начинает различать вещи одни от других. И в духовном рождении, как только вкусит Христианин глагол Божий и силу грядущего века, тотчас открываются умные очи его, и видит свет истины: и потому тотчас начинает различать истину от лжи, а чрез то полагает в душе своей основание, от всех заблуждений предостерегающее.

При таковом разливающемся повсюду просвещении, и начинающим всем познавать истинную силу честности и благородства, нет сомнения, что низкого духа туман тем больше будет опадать, чем больше ясные просвещения лучи восходить станут на горизонте нашем.

Душевное зрение, во-первых, воссиявает от благодати Божия, которая проcвещaem всякого человека, грядущего в мире. Бог есть источник всякого просвещения, и потому называется Он отец светов и солнце правды. Сия искра понятия, в главе нашей обитающая, есть возжена лучем небесным, когда, то есть оный всесильный глас, открывшись во вселенной, возгремел: да будет cвem; и бысть cвem. Состав наш не иное бы что был, как брение, как глина, если бы не оживотворился теплотою огненною Духа Божия. И по тому, чем кто осторожнее хранит сию понятия искру, в нас светом небесным возженную, тем она в большее приходит сияние, тем душевное зрение светлее становится.

Чем прямее понимаем мы истину вещей, тем более сердце наше красотою их уловляется, а по тому и избрание добра тем меньше бывает погрешительно. Невежество есть источник заблуждения, и оным помраченный человек не может познать истинное добро, и руководствуется одними чувствами. Если же что-либо и доброе когда делает, сие бывает более по случаю, нежели по основательному рассуждению, а потому и добродетель таковая, или сего имени недостойна, или подлежит опасности ежечасной перемены.

Закон Божий есть светильник ногам нашим, и свет нашим стезям. В нем, яко в зерцале, видим мы волю Божию, благую и совершенную – видим, по каким правилам жизнь свою препровождать должно, каким путем проходит и до бессмертия блаженного. Видимо, какие суть преимущества и выгоды добродетели, и какие суть безобразия и печальные следствия страсти и порока. Чем кто охотнее следует сему закона Божия руководству, тем больше удален от заблуждения, тем безопаснее ходить по пути истины и правды.

Но кто о сем нерадит, тот внутреннее зрение помрачает, и ослепляет души своей око. А нерадит тот, кто так себя понимает, будто бы он только составлен был из одного тела, из одной плоти и крови; будто бы он с тем создан, чтоб служить одному телу, одним угождать чувствам, об одной думать наружности. Такой как ничем себя не отличает от животных бессловесных; то не токмо душевное свое зрение не просвещает, но едва ли и самый естественный, от Бога при его рождении возженный в себе свет не погашает. Нет! сей свет понятия, с коим ты рожден, есть в тебе не иначе как семя, которое ежели полагается в тучной земле, и трудом удобряется; то возрастает и приносит плод: но если в каменную брошено будет землю, и никакого о нем рачения не будет приложено; то остается бесплодно и согнивает!).

Наверх