Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Естественное заблуждение
Бехом естеством чада гнева. Еф.2:3.
Мы созданы от благого Творца не для зла, но для добра. Следовательно, все наши и душевные и телесные силы, способности и дарования так расположены, что они показывают нам дорогу к одной добродетели, а не к пороку. Если бы сим путем всегда шествовали мы, ничего бы с нами не сретилось, как одно удовольствие, радость и мир. Когда, на примере, столько и такую употребляем пищу и питие, как требует благоразумный естества устав, не могли бы мы никогда попасть в сети незоздержания и роскоши, следовательно, не отягощали бы нас столько болезней, которые оттуду происходят, не смущался бы и дух, которой необходимо, чувствуя нарушаемый естественный порядок и вредный из того следствия, беспокоится и мучится. Когда паки следовать закону естественного просвещения и совести, мы по своим недостаткам, слабостям, тлению, покажемся себе не богами, но человеками смертными, а другие, подобные нам люди, братиями, и никакого между собою различия не найдем, как только что разные проходим должности по различности способности и дарований; если бы сию мысль хранить, да ей и следовать, никогда бы никем овладеть не могло презрение и гордость. Один справляет дела правосудия, другой делает землю; всяк в своей должности похвален. Но когда надмение и гордость заставляет других уничижать, сие есть заблуждение с естественного пути, и оно неотменно должно помутить внутренний покой.
Не может быть ужаснее заблуждение, как то, чтоб Творцу от твари забыту быть. Не может же быть и большая слепота человеческого ума, как та, чтоб честь, пристойную величеству Божества отдать самым подлым вещам. Но у язычников все было бог, кроме самого Бога, да в сем заблуждении находились не дикие только народы, но самые почитаемые за просвещенных, как то: Египтяне, Греки и Римляне. Сия смертоносная язва столь была сильна, что и самый Израиль, возлюбленный Богу народ, заразила.
Род человеческий был всякими беззакониями преисполненный. О да не возглаголют уста моя дел человеческих! Откуду произошли всякие неправды, блуды, лукавства и злобы? От человека. Где зависти, клеветы, убийствы? Между человеками. В ком гордость, пиянство, ненасытное сребролюбие и немилосердие? В человеке. Кто подымает оружие друг на друга, и тщится у ближнего своего свирепым образом живот отнять? Никакое животное, как только человек. Кто бы мог подумать, чтоб краснейшая тварь, созданная по образу Божию и по подобию, столь страшному безобразию подвергала себя? Да все сие и печальный опыт доказал и Святое Писание вопиет, что ecu согрешиша, и лишени суте славы Божия.
Подлинно, человек создан по образу Божию и по подобию, но напоследок в сей по образу Божию созданной твари не можно было усмотреть ни следов образа Божиего, но некоторый страшный мрак, которым покрывшись, блудила по стезям непроходимым. Истинное Богопочтение было опровергаемо или безбожием, или многобожием, или суеверством, или лицемерством. Порок преодолевал добродетель, приятное предпочитаемо было полезному, а полезное нужному, прибыток ругался честности, и наружная красота за ничто ставила внутреннюю доброту. Искренность от ласкательства была уничтожаема, и безрассудная смелость имела верх над истинным великодушием, о настоящей пользе было нерадение, а о том, что кидалось в глаза излишние заботы. В судах присутствовала несправедливость, а дружеские обхождения опорочены были хитростями. В приобретении собственной чести и славы доходили до свирепостей бесчеловечных, а общее блаженство почитал всяк для себя ненадобным. Кратко: всем управляли чувства, а разум был опровержен, и совесть насильствована. Cиe рода человеческого развращение причиною было, что преславные Империи, цветущие республики и знаменитые правительства разорились и погибли. Сколько ни было издаваемо законов, сколько ни было употреблено строгостей, но не могли удержать наглотекущий поток беззаконий, и скорее сами законы чрез злость человеческую истребились, нежели, чтоб она чрез законы истребиться могла.
От нарушения естественных причин выходят возмущения в народах, но они же самые суть вместе развратных нравов и следствия и наказания. По естественным причинам роскошь приводит в скудость, в болезни и расслабление, но они же самые суть следствия и наказания роскошной жизни. Бог есть премудр и праведен, знает сохранить установленный порядок, и силен наказать преступника.
О вы, которые таковыми мудрованиями сами себя лишаете спасительного врачевства, бойтеся, чтоб не отяготило вас оное пророческое слово: бил ecu их, и не поболеша, сокрушил ecu их, и не восхстеша прияти наказания.
Но мы, чада Церкве, держася вышние философии, проистекания от Отца светов, при случающихся несчастиях должны уверить себя, что они суть наказания за преступления наша, посылаемые от правосудного Судии; признаем свою болезнь, чтоб получить исцеления благодать, признаем свою винность, чтоб разрешенным быть от союза неправды. Чем кто меньше узнает свою болезнь, тем она бывает опаснее. Если кто признает свою погрешность, есть надежда кo исправлению, но кто сам своей погрещности не узнает, сие ослепление приводит из одного заблуждения к другому, и умножает Бoжий гнев в день гнева, и откровения праведного суда Его.