Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Древность Христианского закона и веры

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Древность Христианского закона и веры

Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки. Евр.13:8.

Бог, созидая человека, вкупе влиял в него вечный закон свой, то есть способность к различению добра от зла, и посеял на сердце его семена добродетели. Все народы, впрочем, дикие и несогласные нравами, обыкновениями, языком, законами, но в том без учителя и без книг довольно согласны, что иное есть само чрез себя честно и похвалено, другое бесчестно и срамно. Сие рассуждение засвидетельствует нам великий Павел. Язы́цы, говорит, не имуще закона, естеством законная творят: тии закона не имущее, сами себе суть закон; иже являют дело закона написано на сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или оправдающим.

Только сей закон естественный, или, что тоже есть, неповрежденная философия, называется служительницею благодати Евангелеской. Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся, вопиет языков учитель. Ибо, чтоб врожденный закон совершенно исполнить, в том препятствуют нам недостатки нашего естества и страсти, внутрь нас воюющие, которые единого человека на две противные части раздирают так, что принуждены бываем с Павлом вопить: не еже хощу, сие творю: но еже ненавижу, то содеваю: еже бо хотети, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. А из сего открывается явственно, что в вере согласны с древнейшими, прославленными во благочестии мужами, что святая вера наша не вчера явилась, но началась тогда, когда началися люди быть, что она есть одна и та же от самого создания мира. Так веровал Моисей и Давид, и все бывшие в Ветхом Завете. Тогож богопочитания держался Авраам; тем же путем ко спасению шествовал и Адам со всеми прежде потопа бывшими благочестивыми Праотцами; по тем же следам веры шествуем и мы. Такая вера всех древних с нами соединяет, и нас делает древними. Такая вера, хотя и имеет в себе разные состояния, как бы, например, младенчество, юношество и мужество, во всех во едино связует православного общества тело.

Перемнялись обряды, чиноположения, таинства и другие окрестности; но веры существо пребывало неизменно. Сею укрепляя себя верою, странствуем мы со Авраамом, искушения побеждаем с Давидом, на лествицу добродетелей восходим со Иаковом, со всеми древними святыми тоже, брашно духовное ядим, и тоже numиe духовное пием: вcu бо они пили от духовного последующего камене; камень же бе Христов.

О дражайший камень, из которого мы верою и рачением изсечь можем Божественную искру, и тем возжечь в себе пламень благодатный! – Закон Божий есть светильник ногам нашим и свет нашим стезям. В нем, яко в зерцале, видим мы волю Божию, благую и совершенную: видим, по каким правилам жизнь свою препровождать должны, каким путем проходить и до бессмертия блаженного. Видим, какие суть преимущества и выгоды добродетели, и какие суть безобразия, и печальные следствия страсти и порока. Чем кто охотнее следует сему закона Божия руководству, тем больше удалено от заблуждения, тем безопаснее ходить по пути, истины и правды: так как чем чаще кто смотрит в зеркало, тем скорее усматривает черноту лица своего, а чрез то тем больше содержит оное в надлежащей чистоте.

Премудрый Господь честь предков наших с нами разделил. Им обещал Спаситель; а мы исполнение того видеть сподобилися. Они в грядущего веровали; а мы пришедшему покланяемся; Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенстве приимут.

Наверх