Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Добродетель

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Добродетель

Или сотворите древо доброе, и плод его добр, или сотворите древо злое, и плод его; от плода бо древо познавается. Мф.12:33.

Умозрительная истина. – Истинная добродетель состоит, дабы, узнав различие между телом и душею, между чувствами и духом, между временем и вечностью, уметь требования и свойства их соблюсти в тех пределах, какие предписывает благоразумие и Божеский закон.

Кто столько будет Богом благословен, что все сие совершенно сохранит: тот приобрел истинную славу. Истинную славу, говорю, не ту, то есть, которая состоит в знаменитости рода, в пышности многих титл, в блистании одежд, колесниц, домов, в ласкательных от других почестях, в величавом или о самом себе, или других о себе мнении; но в незазорной совести, в спокойствии духа, в приятнейшем чувствии плодов веры, в сладчайшей надежде соединения с Богом, Источником всех благ. Сия слава есть истинная; ибо она постоянная, непременная, вечная.

Посему кто делает доброе не для самого добра, но только с надеждою получить честь, тот сам свою опорочивает добродетель. Пожалуй, не пекись, добродетель сама есть ведший и сильный за тебя ходатай. Честь за бегущими от нее бежит, а от бегающих за нею сама убегает. С добродетелью не скрылся Иосиф в темнице, Лот в Содоме, Иов на гноищи, Моисей при стаде в пустыне, Апостолы при рыбной ловле, а великий Павел в скинотворной хижине. – Едина добродтель своего любителя никогда не оставляет; она с ним в мори плавает, в странствовании путешествует, в темнице утешает, ободряет в напастях. Когда другие волнуются, сверху вниз опровергаются, сокрушаются; добродетельный в тихом своем пристанище спокоен и в сладких ее недрах опочивает безопасно.

Ни время, ни страсть, ни злость, ни иное что основания ее поколебать не могут. Для утверждения в сей для нас столь нужной истине, посмотрим мы на те случаи, в которых все колеблется, трясется, падает, разрушается; но добродетельная и благочестивая душа при всем том, яко гора Сион, недвижима пребывает. Случится ли, что все истребит огнь; но добродетель не згарает; самый огнь геенский страшится, и к ней прикоснуться не смеет. Были Израительские отроки в пещи разженной седмькрат седмирицею, но огнь к ним прикоснуться устыдился; а напротив, когда и присноживущий изъувял пламень, благочестивыми душами вечнующая песнь воспевашеся. Случится ли кому потопление; все пожирает глубина водная, но честность души твоея не могут потопить воды многи. Был Иона в потоплении, когда званию Божию не повинулся, но вера в Бога, в душе его не угасшая, укротила волнениe морское, и внутренность чрева китова не воспрепятствовала ему вознести свой глас к небесам, и склонить на помощь себе укрощающего море. Случится ли, что тать все похитит и оставит тебя нагим; но честности твоей похитить не может. Для нее устроил Бог не сундуки, не кладовые, но сердце, благочестием укрепленное. Златой ключ от ковчега, в котором сие сокровище хранится, есть в руце Божией. Клеветали что отъимет; но добродетельный человек почитает сие за слабое нападение, которое только изощряет его великодушие. Может она потемнит доброе наше имя, но у худых людей, да и то на время, Богу тако попущающу к лучшему: но рано ли, поздно ли, праведный вещей Судия изведет правду твою и судьбу твою яко полудне.

Деятельное правило. – Но из сего да не подумает кто, что я добродетель представляю будто сухою и бесплодною; нет, не отделяю я от добродетели выгод тех, кои от нее разлучиться не могут. Такие выгоды суть, во-первых, внутреннее сладчайшее совести удовольствие, и неизглаголанное духа спокойствие, которое никто от добродетельного отнять не может, ни время, ни хитрый клеветник, ни злой ненавистник, ни тать, ни страсть. Второе честь, да какая? Которую добродтель имеет у Бога; награждение, какое ей предоставлено у праведного всех вещей Правителя и Судии. Сии выгоды от добродетели суть неотъемлемые; они вечны, и нельзя их истребить, не истребя самую добродтель. Сии то выгоды к исполнению добродетели возбуждать нас должны. Что ж? надобно ли совсем презирать честь царскую? Нет, надобно желать, чтоб все люди доброе о добродетельных имели мнение, и их бы только одних почитали. И потому, когда за добродетелью следует и мирская честь, оную употреблять надлежит в свою пользу: а ежели не следует, для того скорбеть не надобно. Ибо, получив существо вещи, не для чего много жалеть, что не получил, что при той вещи есть случайное.

Бог нас создал благими, да и создал на дела благая. Яко солнцу на тверди небесней, тако в душе нашей благоволил Он воссиять образу Своему: да и благоволит, чтоб сияние образа сего было никогда в нас не помраченно. От Творца премудрого и преблагого не может произойти дело, разве совершенное и c намерением наилучшим. И дабы сие Его намеpeниe в нас имело свое действие, не можем сказать, чтоб Он не снабдил нас довольными средствами, к тому служащими. Разум и совесть суть вернейшие к добру руководители. Разум просвещенный и совесть честная есть оная сильная десница, которая поражает порок, и составляет торжество добродетели. Доколе следуем здравому разуму, видим добро, и оным пленяемся, видим зло, и оного ужасаемся. А при таковом разума благосостоянии не может совесть быть, разве честная и незазорная. Она бывает, сомнительна, или беспокойна, или нечувствительна, когда мысль или колеблема, или радостна, или ослепленна. Сколько одно состояние есть блаженно, столько другое плачевно. Ибо сколько первое есть сходственно с порядком естества нашего, столько второе, напротив, совсем оный разрушает.

И так надлежит оставить все низкое, пресмыкающееся и земное. Все же то есть низкое и земное, что привязывает человека к единому угождению чувствам своим: ибо чувства не в ином чем находят свое удовольствие, как в едином земном. Например: вкус услаждается пищею и питием, сие есть земное; обоняние благовониями, сие есть земное; зрение красотою тел и блеском имения, сие есть земное; осязание разными свойствами видимого вещества, сие есть земное, а по тому все сие есть и тленное. Но все то есть возвышенно, превосходно, небесное, что увеселяет чистой разум и правую совесть. Например: добродетель услаждает душу, и она не есть видима телесными очами, и по тому вознесенна выше земли. Любовь к Богу и благочестие чувствам иногда отяготительны; но суть приятнейшим удовольствием душ, и до низкости земной ни мало не принадлежит. Исправление должности плоти иногда досадно, но усладительно разуму, и успокоивает совесть. Все сие возносится выше низкости земные принадлежит к горним местам, а по тому есть превосходно и нетленно.

Наверх