Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Болезни

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Болезни

Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое; слава же и честь и мир всякому, делающему благое. Рим.2:9, 10.

Как в первом человеке склонности телесные преодолели силу разума, и приятности, ласкающие чувствам опровергли здравое рассуждение; чрез то тогда же спокойство души нарушено; открыт стал путь страстям, всегда разуму противящимся, и человек сам сея внутренние войны плачевным сделался театром. Вместе с страстями взошли пороки, а с пороками различные напасти и болезни; болезни приводят тело в слабость, а скорби и напасти и совсем сокрушают. Так вот и видим печальное начало не только болезней, но и самые смерти!

Против сих страстных искушений вооружиться, не попустить им себя одолеть, одержать над ними победу есть подвиг прямо Христианский. Здесь нужды нет в силе телесной; и крепкий муж и слабая телом жена равно в подвиге сем мужество свое могут оказать. Но еще чем меньше дается подкрепления играющей плоти, тем сильнее мы становимся в подвиге сем. Нужна здесь только просвещенная мысль, бодрый дух, горячими молитвами призываемая небесная помощь.

Ныне чем больше кто противится страстям, тем меньше терпит болезни. Многие пустынники, которые всеми силами порабощали страсти свои, без дальнейших болезней свою препровождали жизнь, и умирали так спокойно, как зрелое яблоко без всякого принуждения и рвания само собою с стебля спадывает. Но чем больше кто отдает себя порокам, тем множайшими страждет недугами. Не самый ли повседневный опыт доказывает, сколько пропадает от пьянства; какими болезнями поражает блудодейственная страсть; сколько случается припадков от неумеренного гнева или от зависти; сколько расслабляет праздность; сколько вредят здравию человеческому неумеренные труды, излишние заботы, печали, других клеветы и обиды; сколько поядает людей война, которая с одной стороны всегда бывает неправедная. Как есть неисчислимо множество страстей, так столько же есть и причин болезней.

Жалко, что мы как бы сами себе ставим весьма низкую цену, и себя продаем, по Апостольскому слову, продани под грех. Превращаем произволение, во зло употребляем дарования, более верим чувствам, нежели разуму и закону. И так весь бесценный естества нашего состав расстраиваем, как бы премудрое Его устроение нам не нравилось. Да когда бы все сие происходило без всякого для нас вреда! Никак. Сим-то нарушается и теряется оное спокойствие душевное, которого ничего нет дороже.

Так престань же в болезнях роптать, ты человек! Почти со благоговением Создателево правосудие, и признай, чmo кийждо пленницами своих грехов связуется, и что Бог не попущает быть злу, разве с намерением некое оттуда произвести добро: не так, чтоб зло могло быть причиною добра; ни как; но премудрость Божия и самый случай зла обращает в добро. Болезней, на пример, самих чрез себя не можно назвать добром: но и чрез них приводит Бог человека в признание слабости своея; усмиряет его гордые мысли; разрушает дерзкие замыслы; возбуждает в нем размышление о будущей безболезненной жизни, и уверяет о бессмертие души, которая, в средин самых болезней, некое от сокровенные благие надежды чувствует утешение.


Наверх