Духовные мертвецы. (В неделю 20-ю по Пятидесятнице, Евангелие о Господе Воскресителе,1907 год)

Духовные мертвецы. (В неделю 20-ю по Пятидесятнице, Евангелие о Господе Воскресителе,1907 год)

Прияша жены от воскресения мертвых своих... (Евр. 11:35)

Св. апостол Павел, изображая силу и действие веры, указывает нам примеры того, как женщины-матери, по вере своей, получали воскресшими своих умерших детей. Так Илия воскресил сына вдовы; так Елисей молитвой возвратил живым умершего отрока матери его.

Святое Евангелие, которое мы ныне слышали за литургией, рассказывает нам о том, как вдова Наинская хоронила единственного сына, как она терзалась горем, как увидел её Иисус Христос и, сжалившись над ней, тронувшись горем матери, без слов, без просьбы её, силой Своего Божества возвратил умершего к жизни. Велико чудо – воскресение мёртвого, и редкие удостаивались видеть его.

Но есть иная, более страшная смерть для людей, – смерть духовная. И есть иное, не менее великое чудо Божественное, которое мы часто можем видеть и на себе испытываем, это – воскрешение мертвецов духовных. Сам Спаситель научил нас обращать мысль от смерти телесной к смерти духовной. В Евангелии рассказывается: Иисус Христос сказал одному слушателю Его учения: следуй за Мной. Тот сказал: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Спаситель сказал ему: предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов... (Лк. 9:59–60).

Мёртвый духовно – это человек, отлучивший себя от жизни в Боге, от святости и богоугождения, отшедший от Бога и Его закона. Таким было после грехопадения всё человечество, но Господь, видев его, милосердовал о нём, и одних по вере их, других только по Своему милосердию, Он спас людей, послав им Сына Своего Единородного. Воскрешая мёртвых телесно, Спаситель гораздо более прилагал забот о воскресении духовно-мёртвых: им Он открывал волю Божию, их Он призывал в царство Божие, их Он ободрял надеждой на милость Божию, им прощал грехи и говорил: «Вера твоя спасла тебя», «иди и впредь не греши». И великое множество грешников и грешниц, мытарей, блудниц воскресли духом и унаследовали вечные обители вечной жизни.

Живы ли мы и сами духовно? Живы ли люди, нас окружающие и нам близкие? Но если бы мы были живы, тогда не упорствовал бы грех в мертвенном теле нашем, тогда не были бы мы зрителями и наблюдателями тех страшных преступлений и грехов, которые страшным разливом заполнили теперь всю нашу жизнь. Жизнь истинная оживлена Духом, а плоды Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). Напротив, смерть духовная несёт гниение и разложение, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ненависть, убийства, пьянство, бесчинства и тому подобное (Гал. 5:20–21), – и разве мы не смрадны нашими грехами, разве не видим, как разлагается жизнь кругом нас?

Что же, неужели это смерть безвозвратная и неисцельная? Неужели жизнь, истинная жизнь Божия, закрыта для нас навеки!

Вы, мёртвые духовно, не отчаивайтесь в своём спасении. Божья милость бодрствует над нами, Божья благодать спасительная не отнята от нас. Видит Господь мертвость нашу и милосердует о нас. Лишь бы в нас сохранилось желание жизни, лишь бы мы сердцем любили Бога и Его закон и к Нему стремились; лишь бы в нас не умерло сознание грехов и отвращение к ним; лишь бы мы сами себя не приводили к духовному самоубийству. Вздохни, христианин, к Богу, возведи к Нему очи, возжелай спасение твоё, возымей намерение, как блудный сын, оставив путь греха, возвратиться к Богу и святости, – и тебе не только готов отчий кров, не только открыты источники жизни, но и дана будет помощь прийти к этим источникам. В благодати крещения, в слове Божием, в учении и наставлениях Церкви, в великом таинстве покаяния и прощении грехов, в тайне соединения со Христом в Теле и Крови Его, в примере жизни святых, из которых многие и очень многие ранее были великими грешниками, – ты найдёшь источники святого воодушевления, источник милости и спасения. Но горе тебе и вечная смерть тогда, когда благодать ты сам от себя отгоняешь, когда слово Божие ты намеренно не слушаешь, когда к Церкви Христовой ты не идёшь, когда от таинства ты сам отказываешься. Бог сотворил нас без нас, Бог и искупил нас без нас, но спасти нас без нас насильно не хочет. Это было бы то же, если бы вдова Наинская, получив умершего сына своего живым, убила его и потом снова предавалась бы своему горю. Это было бы надругательством и глумлением над любовью Божией. Так и мы при всех источниках жизни, открытых нам Богом, если сами себя будем насильно отгонять и удалять от этих источников, гибнем, но гибнем не потому, что Бог хочет нашей гибели: грешники сами себя губят, зане любве истины не прияша во еже спастися им. Возымейте и сохраните эту любовь к истине и, при помощи Божией, из неё, как из семени и из ростка, и явится и расцветёт жизнь духа.

Тогда, и только тогда, мы можем ожидать, что и окружающая нас жизнь не будет, по великому множеству грехов и преступлений, представлять из себя по́ля, полного мёртвых костей. Ибо если каждый из нас воскреснет к жизни духа, то и вся жизнь оживится, ибо нельзя лечить и исцелять всё общество людей, не исцелив людей отдельных, каждого отдельного человека.

Но первое движение и первую самую главную силу воскресения духа даёт вера. Без неё человек связан навеки узами греха и мрака, без неё он – пленник ада, без неё он – мёртв духовно навеки. И как древле жены верою прияша от воскресения мертвых своих, так и ныне и навсегда верой придём мы к воскресению душ своих в святости и чистоте и верой привлечём к себе милосердие Господа Иисуса.

И Он, как некогда сына вдовы Наинской, воскресит к жизни нас, духовно гибнущих, духовно мёртвых. Грехом умираем, но верой воскреснем! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх