Девятнадцатая неделя по Пятидесятнице. О любви к врагам. 1960 г.

Девятнадцатая неделя по Пятидесятнице. О любви к врагам. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, Господь наш Иисус Христос, имея заботу о нашем спасении, о том, чтобы между нами сохранялись постоянные чувства любви друг ко другу и поддерживались нормальные, правильные взаимоотношения, сегодня в читанном святом Евангелии преподает нам чудное Свое божественное наставление, которое должно быть руководственным правилом в нашей повседневной христианской жизни. Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).

Человеку присуще чувство самосохранения — постоянное стремление поддерживать и сохранять свою жизнь и ставить ее в возможно лучшее положение. Это чувство побуждает нас, людей, избегать опасностей и всего вредного для нашей жизни, здоровья же, чести, благосостояния, напротив, желать и искать всего полезного и для нашей жизни, и для нашей нравственности. Под влиянием этого чувства мы не только сами стараемся делать то, что полезно для нашей жизни, но желаем, чтобы и другие делали нам только добро, содействовали осуществлению наших стремлений и планов и возвышению нашего счастия и благоденствия. Это желание наше — желание, чтобы люди делали нам добро, — простирается на всех, не исключая и самых ожесточенных врагов наших. Мы желаем, чтобы и они творили нам добро. В самом деле, если мы проникнем в глубину нашей души, в сокровенные помышления и желания свои, то мы должны будем признаться, что и от самих врагов мы желаем себе добра и только добра и что наша мысль всегда старается найти основания для оправдания этого желания — для уменьшения нашей вины пред врагами, для оправдания нас пред ними. И вот, руководясь этим чувством самосохранения разумно и помня, что наше личное благо тесно связано с благом ближнего, мы среди попечения о своем благополучии стараемся поддерживать и благополучие ближнего, который, в свою очередь, помогает нам в том, что для нас необходимо и полезно. При таком взаимодействии, при такой взаимной, дружеской помощи людей друг другу, естественно, устрояется и возвышается счастие людей, и чувство самосохранения является благотворной силою, устроителем счастия человеческого.

Но часто под влиянием чувства самосохранения, ложно направленного, мы выходим из пределов справедливости и, заботясь о себе преувеличенно, даем место самолюбию, а поэтому попираем права ближнего и ради собственных выгод наносим вред его благополучию, чести. Оскорбленный этим отношением ближний, естественно, обижается и часто за зло мстит злом, старается оградить свое право; рождается ненависть, месть, и все это в конце концов приводит к очень гибельным последствиям — к убийству, к позору для враждующих. И вот для того, чтобы уничтожить это зло и восстановить добрые отношения, Господь указывает нам на то же чувство самосохранения, злоупотребление которым так гибельно влияет на судьбы людей. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12), — говорит Господь, внушая нам любовь к ближним, даже и ко врагам. Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали нам добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра; и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым, вернейшим шагом к примирению с ними. Деятельность по отношению к врагам, дружелюбная, миротворная, есть самое лучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть.

«Никому не воздавайте злом за зло, — говорит святой апостол Павел, — но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 17—18, 20). Наша любовь и благотворительность к врагам будет для них такой же тяжкой пыткой, как пытка горящими угольями, и погасит в сердцах их вражду и ненависть к нам. Первые же проявления нашей любви и благожелательности к врагам смягчат их ненависть и раздражение и поставят их в мирные отношения к нам, а если мы станем настойчиво и постоянно выказывать любовь к ним и благожелание, то и они со своей стороны не замедлят ответить нам такими же чувствами. Только нравственные уроды могут упорствовать во вражде и ненависти к тем, которые стремятся к примирению, и отвечать на любовь враждою. Но это настроение души нравственно-болезненное, ненормальное, противоестественное, оно не свойственно людям нравственно здоровым, хотя и оно все же проявляется. По большей части люди склонны к миролюбию, а потому, замечая мирное и дружественное расположение, они начинают мало-помалу успокаиваться, изгонять из своей души враждебные чувства и платить прежним своим врагам за добро добром, за дружбу дружбою.

Сильнейшее побуждение любить врагов своих дает указание Господа на превосходство христиан пред другими людьми. Если для язычников пределом нравственной высоты являлось любить друзей своих, то для христиан указан высший путь нравственного совершенства: любить врагов, потому что и Сам Бог благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35). Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). И христиане должны быть совершенны, как совершен Отец их Небесный (Мф. 5, 48). Они должны быть милосерды, как и Отец их милосерд (Лк. 6, 36). А если обратим внимание на дело нашего искупления, то здесь встретим еще более сильные примеры любви ко врагам. Здесь любовь к нам, грешным, открылась во всем своем поражающем величии. «Бог, — говорит святой апостол Павел, — Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками... будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5, 8, 10). А Сын Божий на кресте молится Отцу Небесному за Своих распинателей и хулителей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Такова любовь Божия к врагам, грешникам. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Так возлюбил грешников Сын Божий. Не должен ли и христианин, следуя примеру Спасителя, подражать Ему в любви ко врагам? Побуждая любить врагов наших, Господь указывает на ту высокую награду, которой удостоятся христиане за любовь ко врагам. «И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6, 35), — говорит Господь. В этом мире мы должны жить для вечности. Здесь мы сеем, чтобы пожать в вечности; здесь мы трудимся, чтобы в вечности получить воздаяние за труд. И наш труд будет бесплоден, если он не принесет никакого плода похвалы в вечности. А как раз труд жизни, состоящий в любви и благотворении только друзьям и близким, в дружелюбных отношениях к ним, считается бесплодным трудом. Господь Иисус Христос не обещает никакой похвалы и награды христианам за подобную любовь и благотворительность. «Если любите любящих вас, — говорит Господь, — какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6, 32—34). Никакой награды на небе Господь не обещает христианам, любовь которых не возвышается над любовью людей грешников — мытарей и язычников. Сеющий в плоть свою, то есть сеющий только под влиянием своего самолюбия, по расчету, чтобы устроить лучше свое временное благополучие, от плоти пожнет тление. Он явится в вечность без дел добрых. Только сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Вот эта-то награда — жизнь вечная — будет достоянием только тех людей, которые, возвышаясь до любви ко врагам, сеют в дух, которые в своих взаимоотношениях руководствуются не плотскими, земными выгодами или расчетами, а требованиями закона и учения Христа, требованиями совершенства богоподобного. Жизнь вечная будет их наградой. Они будут сынами Всевышнего, потому что подражали Богу в любви ко врагам и искореняли из своих сердец дух вражды и ненависти и бескорыстно всем благотворили. За то и Господь прославит их в Царстве Своем: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).

Какая высокая честь наименоваться сыном Божиим! И поэтому ради такой высокой чести стоит и потрудиться и вступить в решительную борьбу со своим самолюбием для искоренения неприязни и вражды, чтобы стяжать дух любви и благожелания ко врагам своим и удостоиться названия сына Божия. Это право наименоваться сыном Божиим делает христианина наследником Божиим и приближает его к Отцу Небесному. А каково блаженство наследников Божиих, о том дает нам понять святой апостол Павел в ныне чтенном апостольском повествовании. Апостол Павел говорит: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, \—5). И еще апостол Павел говорит, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Вот какие побуждения располагают нас любить врагов своих. Поэтому, дорогие братия и сестры, помня эти наставления Господни, постараемся уразуметь их, напечатлеть их на своих сердцах. Любите же всех людей от искреннего сердца, любите и врагов ваших. Обуздайте свое самолюбие, влекущее нас к вражде и мстительности, не увлекайтесь гневом, ненавистью и местью. Кто мстит врагу, тот подливает масло в огонь — усиливает раздор и ненависть и таким образом сам становится причиной великих беспорядков и для себя и для других. Кто мстит врагу, тот доказывает, что он христианин только по имени, а не по существу, что он не сын Всевышнего и что его ожидают в будущей жизни не награды, а наказания. Помолимся Господу, чтобы Он Своей благодатию даровал бы нам этот дар всепрощающей любви. И будем помнить слова Господни: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44). Аминь.

3 (16) октября 1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх