День памяти пророка Илии. О значении твердой веры; о несокрушимой вере и ревности о славе Божией пророка Илии.

День памяти пророка Илии. О значении твердой веры; о несокрушимой вере и ревности о славе Божией пророка Илии.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня за божественной литургией предлагалось нам два евангельских чтения. Одно — о чуде исцеления Господом нашим Иисусом Христом расслабленного больного, а другое — в честь празднуемого ныне святого, великого пророка Божия Илии. Оба эти повествования имеют для нас, христиан, большое назидательное значение. Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю, чтобы спасти грешников от вечных мучений, явил Свое величайшее милосердие к грешным, заблудшим людям, которые Его с верою принимали. Сколько Господь совершил исцелений всяких видов болезней и скольким людям даровал здравие, этого и перечесть нельзя. «...Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», — говорит святой апостол Иоанн Богослов (Ин. 21, 25).

В ныне чтенном Евангелии повествуется о том, что когда Иисус Христос возвратился в город Капернаум, то к Нему принесли расслабленного, которого несли четверо, и Иисус Христос, видя веру их, сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». На возражение противников, что Он богохульствует, Иисус Христос сказал им: «...чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою» (Мк. 2, 10—11), и тот тотчас же пред всеми встал и взял постель свою. При внимательном отношении к этому повествованию открывается та важная божественная истина, что вера имеет величайшее значение в деле прощения наших грехов и избавления от всяких бедствий и болезней. Евангелист не напрасно замечает, что Господь произнес отпущение грехов и совершил исцеление, видев веру. Если бы не было веры, то не последовало бы чудесного исцеления, как об этом ясно евангелист говорит в другом месте: «И не совершил там Иисус многих чудес по неверию их» (Мф. 13, 58). Господь по милосердию Своему всегда дарует Свои благодатные и чудесные исцеления и избавления, и за Его милосердием дело не станет, но с нашей стороны требуется вера.

Апостол Иаков говорит, что кто приступает просить к Богу, да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 6—8). А Господь определенно говорит, что чего ни попросите в молитве с верой, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11, 24).

Другая истина открывается из этого повествования — та, что вера одних людей может благотворно действовать в пользу других. Евангельское повествование говорит: «...видев Иисус веру их, рече расслабленному...» (Мк. 2, 5). Из этого видно, что не вера самого расслабленного, или, по крайней мере, не одна его вера, привлекла ему прощение грехов и исцеление, но помогла ему вера других людей: видев Иисус веру их. Евангелист Марк повествует, что они, за многолюдством, влезли на крышу дома и прокопали ее, спустили больного и положили его у ног Иисуса Христа. Их-то веру Господь увидел, и по их вере или, по крайней мере, при содействии веры их вере расслабленного, и грехи расслабленному прощены, и от болезни исцелился он.

И третья назидательная истина открывается из этого повествования: что грех является главной причиной наших болезней и других бедствий. Слыша это повествование о благотворном и могущественном значении веры, и нам, христианам, надо заботиться, чтобы и наша вера была бы нисколько не меньше той веры, какую имели неизвестные жители не славившегося верой города Капернаума, которые, принесши расслабленного ко Господу, вдруг получили несколько чудес и подвигнули других к прославлению Бога. Благо бы было для нас во всякое время и во всякой скорби и при желании получить просимое, когда бы мы имели твердую веру, пред которой все сокрушается.

Вот такую твердую несокрушимую веру имел ныне чтимый нами святой пророк Божий Илия. Святому пророку Божию Илии было суждено Господом Богом жить и проходить свое высокое пророческое служение в очень тяжелое время, когда в его отечестве, царстве Израильском, правил нечестивый царь Ахав. По убеждению жены своей Иезавели, Ахав стал служить Ваалу, языческому богу солнца и огня. Царица же Иезавель, чтобы уничтожить истинную веру, всячески преследовала и даже казнила пророков Господних. Святой пророк Божий Илия неоднократно обличал царя и народ в их нечестии и отступничестве и за это был гоним и преследуем. Поэтому когда вся надежда на исправление не увенчалась успехом и народ попрежнему нечествовал, то святой пророк Божий Илия, пламенея ревностию о славе Божией, молитвою своею заключил небо на три года с половиною, так что во все это время не было на земле дождя. Все источники пересохли, и земля не произращала земное былие. Голод был страшный. Сам пророк в это время питаем был вороном в пустыне, а затем у вдовицы сарептской, у которой, по слову пророка, мука и масло в кадке не убавлялись до того дня, когда Господь послал дождь на землю. Будучи движим ревностию о славе Божией, святой пророк Божий Илия собрал на гору Кармил весь израильский народ и всех жрецов идольских и сказал народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова». Тогда святой пророк Илия повелел народу, чтобы уст роили два жертвенника с жертвами: один для вааловых жрецов, а другой для него. И сказал он им: «Призывайте вы своего бога, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». И сказал народ: «Хорошо, да будет так». Вааловы жрецы целый день взывали и кричали своему Ваалу, и Ваал ничего им не отвечал. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк к своему жертвеннику и воззвал на небо и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня. Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день люди сии, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог! Тогда народ схватил вааловых пророков, и пророк Илия в порыве ревности заколол их там (см.: 3 Цар. 17—19). После этого пророк Божий опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила земное былие. За свою пламенную ревность о славе Божией святой пророк Божий Илия был взят Господом на огненной колеснице живым на небо, откуда он еще раз придет на землю перед вторым пришествием Христа Спасителя, чтобы смело обличить нечестие антихриста и всех поклоняющихся ему, за что и приимет от его руки смерть.

Совершая в настоящий день торжество в честь святого пророка Божия Илии, какое мы должны извлечь для себя назидание для нашего подражания ему? Прежде всего нужно знать, что нам нужно подражать не чудесам и знамениям, которые совершал великий пророк, а той благочестивой жизни, какую он проводил и ради которой он и сподобился от Бога такого дара. Прежде всего нужно подражать его величайшему воздержанию, соединенному с упованием на Божий промысл. Это подлинно был во плоти ангел. Он не имел никакой собственности, одеждой ему служила милоть, жилищем — пустыня, а пищей ему служили хлеб и вода, или, вернее сказать, то, что ему Бог посылал. Ничто земное не занимало угодника Божия, единый Бог был предметом его ума и сердца. И Бог не оставлял Своего раба, посылая ему все нужное. Достойно подражания и величайшее смирение Божия пророка. Имея от Бога великие дарования, он не превозносился ими, напротив, больше смирялся. Вот он уже должен быть взят на небо — и он старается скрыть свое прославление от пророка, своего преемника и собеседника Елисея. Он умоляет его удалиться от него. Вот таково было величайшее смирение его. А мы мало имеем смирения, забывая, что только нищие духом наследуют Царствие Небесное.

И, наконец, достойна подражания и пламенная ревность пророка о славе Божией. Когда он увидел распространение идолопоклонства в царстве Израильском, то воспылал такой ревностию, что не устрашился обличать людей и самого царя в нечестии и не усумнился испросить от Бога наказание нечестивым. Являть ревность по славе Божией должен каждый верующий. Если кто не может выражать ее своими убеждениями, то примером своей благочестивой жизни каждый может поддерживать славу Божию, с тем чтобы имя Божие прославлялось и величалось.

Да помолимся все сегодня великому угоднику Божию святому пророку Илии, чтобы он своим предстательством помог нам утвердиться в твердом уповании на Бога, в проведении благочестивой жизни, и спасении наших душ, и достижении будущей жизни, чего да сподобит нас Господь по молитвам Своего угодника. Аминь

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх