Дар «различения духов». Речь, сказанная 18 октября 1907 г. в Русском Монархическом Собрании по поводу избрания в почетные члены публициста Л. А. Тихомирова. 1907 г.

Дар «различения духов». Речь, сказанная 18 октября 1907 г. в Русском Монархическом Собрании по поводу избрания в почетные члены публициста Л. А. Тихомирова. 1907 г.

В нашей так называемой прогрессивной печати измышлено практикуется не мало средств преследования тех писателей, которые не подходят к еврейско-освободительным образцам. Когда не берет ложь, не действуют преследования, клеветы, издевательства и насмешки, когда видят, что всем этим только увеличивается известность того или другого имени, – тогда обычно применяется другой прием борьбы: замалчивание. Так замалчивали Страхова, Данилевского, Богданова, архиеп. Никанора в его философском труде о позитивизме, Ю. Николаева (Говоруха-Отрок), Федорова, Лескова, Величко, произведения которого, конечно, безмерно выше раздутого евреями Надсона; в последнее время замалчивали и В. Соловьева, после его отказа от унии с католичеством, после статьи его о самодержавии, помещенной даже теперь в собрании его сочинений, и «Трех разговоров», где он высказался против гр. Толстого; наконец, стали замалчивать и самого Л. Толстого, когда он выступил противником нынешнего «освободительного беснования». Слишком неприятную говорят они правду, трудно возразить против нее, а возразишь, так ответят, и покажут все ничтожество и невежество возражателей... Гораздо выгоднее – замолчать того или другого автора, то или другое его сочинение. Обыкновенно этот прием применялся к крупным умам, к сильным личностям. Такой прием и применялся всегда ко Льву Александровичу Тихомирову.

В послании апостола Павла к коринфянам есть чудные строки о дарах духовных: «Дары различны, но Дух один и тот же. И служения различны, а Господь один и тот же. И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному – слово мудрости, другому – слово знания, иному – вера, иному – различения духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков».

Много даров дано Льву Александровичу, из перечисленных апостолом. Но главный и бесценный для нас – это его дар «различения духов». Ясная кристаллическая мысль, умение вскрыть существо всякого явления и всякой теории, несокрушимая логика… Он разбирал здесь пред нами Основные законы Империи но раньше того и больше того он дал нам в своем капитальном труде «О монархической государственности» основные законы этой государственности, основные законы нашего русского монархического исповедания, он дал книгу – настольное для нас руководство, наш своего рода катехизис. С удивительной ясностью и последовательностью мысли он сумел во всех теориях, не согласных с русской государственностью, указать фальшь в исходных точках их отправления и наметить последние выводы и гибельные результаты, к которым они неизбежно приводят. И с такой же ясностью, утверждая и истолковывая основы русского мировоззрения, он показал пред нами существо власти верховной, характер власти управительной, истинную сущность самодержавия и его отличие от деспотизма и абсолютизма, значение религиозного начала в государстве, необходимость строя социального, местного самоуправления, национального самосознания, – наконец, основы монархической политики.

Книга его замолчана в печати. Но не может укрыться град, стоящий наверху горы.

Людям, которые пытливым разумом и горячим сердцем ищут истины, сочинения Льва Александровича всегда будут служить источников назидания и образования того, что дороже всего в человеке, как существе разумно-нравственном, именно – его мировоззрения.

С сознанием достоинства своего, как правоверного христианина и русского человека, и со смирением искренним, которое всегда является спутником и даже более – логическим следствием всякого сознания достоинства, и я, исполняя сегодня, порыв благодарного сердца, свидетельствую, что такое именно значение имел Лев Александрович и для меня самого.

Да, я не смею назваться другом покойного Владимира Андреевича Грингмута, – мне далеко до этого, не смею назваться и другом Льва Александровича. Но не будет гордыней, если я назовусь его учеником. И не для того говорю я об этом, чтоб обратить слово свое и внимание ваше к своей личности, – а чтобы показать, что таких учеников у наших дорогих и искренно чтимых учителей множество многое по всей России. Я знаю и с отрадою могу указать некоторых молодых студентов в Москве, и даже здесь присутствующих, на которых книги и сочинения Льва Александровича произвели такое же воспитывающее и образующее влияние, как и на меня в молодости.

Я не стану перечислять других работ Льва Александровича.

Все они отличаются тем же достоинством, именно – поучения и все написаны «со властью», – с той властью, которая составляет сущность и природу произведений крупных умов и крупных личностей. Говорит ли он о соборе церковном, о духовенстве, о земле, фабрике, о рабочих, о русских идеалах, об отечестве, о демократии либеральной или социальной, о личности, обществе, государстве, говорить ли об исторических явлениях и лицах, – всюду он являет дар различения духов и всюду ведет за собой читателя к созиданию, а не к опустошению его духа.

В этой положительной учительной работе – его великая заслуга и право на почетное имя в истории русской жизни и мысли.

Он покидает Москву. Приветствуя его сегодня, как новоизбранного почетного члена нашего Русского Монархического Собрания, мы тем самым выражаем твердую уверенность, что связь Льва Александровича с Москвой не прекращается, и что мы много раз будем слушать его слово и в печати, и здесь, среди нас, усты к устам.

Примите, наш дорогой Лев Александрович, а для многих из нас – наш дорогой учитель, этот почетный диплом.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх