Что нам делать в эти тревожные наши дни? 1905 г.

Что нам делать в эти тревожные наши дни? 1905 г.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего,

всех нас заступи!..

Вот молитвенный вопль, с каким триста лет назад обратилась бедствующая Москва, а с нею и вся Русь Православная к Матери Божией в тяжкую годину междуцарствия, – обратилась, и Москва была освобождена от поляков, и гнев Божий был переложен на милость. Близится день, когда Москва благодарственно воспоминает это великое заступление Царицы Небесной, но как благопотребно и сегодня не только Москве, но и всей Русской земле со слезами покаяния, с горячею мольбою воззвать к Матери Божией: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, всех нас заступи!..»

Сердце обливается кровью, когда видишь, что творится вокруг нас... Уже не поляки, не внешние враги, а свои же, русские люди, потеряв страх Божий, доверившись крамольникам, держат нашу первопрестольную столицу как бы в осаде. И без того тяжело жилось нам по грехам нашим: то неурожаи, то болезни, то несчастная война, а теперь творится нечто доселе неслыханное на Руси: как будто Бог отнял разум у русских людей.

По приказу подпольных крамольников начались всюду с тачки и забастовки – и на фабриках, и на заводах, и в школах, и на железных дорогах. И вот дошло до того, что прекратился подвоз жизненных припасов, и с каждым днем они становятся дороже; несчастные семьи, питавшиеся почти одним хлебом, теперь должны жить впроголодь, ибо хлеб дорожает; а сколько тысяч грудных младенцев, сколько несчастных страдальцев-больных теперь томятся голодом и жалуются Богу на этих жестоких забастовщиков, прекративших всякий подвоз молока! Сколько больных остается без помощи, потому что забастовщики не позволяют готовить лекарство в аптеках! Не ныне-завтра можно ожидать, что эта ужасная эпидемия забастовки охватит городских рабочих. И вся столица останется без воды, без освещения улиц и домов, без движения дешевых конок...

О, если бы знали наши несчастные рабочие, кто ими руководит, кто подсылает к ним смутьянов – подстрекателей, то с ужасом отвергнулись бы от них, как от гадин ядовитых, как от зачумленных животных! Ведь это – так называемые «социал-демократы», это революционеры, давно отрекшиеся от Бога в делах своих; они отреклись, а может быть, и вовсе не знали веры христианской, поносят ее служителей, ее уставы, издеваются над ее святынями.

Главное гнездо их за границей; они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами... С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления, якобы ради общего блага, и действительно обращают его в послушного себе раба. Они всячески стараются вытравить из души или по крайней мере извратить святое учение Христово: так, заповедь Христова говорит – не укради, не пожелай себе ничего чужого (Исх.20:15, 17), а они говорят: всё общее, бери у богатого всё, что тебе нравится. Заповедь Христова говорит: делись с ближним твоим последним куском, последней копейкой (Мф.5:42), а они учат: отнимай у другого всё, что тебе надобно. Отдавайте кесарево кесарю (Мф.22:21); Бога боитесь, царя чтите (1Пет.2:17), а они говорят: никакого царя не нужно, царь – тиран... Заповедь Божия говорит: терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19), а они говорят: в борьбе обречешь ты право свое. Заповедь Христова велит полагать души свои за други своя (Ин.15:13), а они учат губить людей ни в чем не повинных, убивать их только за то, что они несогласны с ними, не идут на разбой, хотят честно трудиться и готовы до смерти стоять за закон, за царя, за Церковь Божию...

Вот каковы эти обманщики, изверги рода человеческого. Береги те же себя, возлюбленные братия, берегите себя и детей своих от этих льстецов – ради Бога, ради вашего вечного спасения берегитесь их! Горе миру от соблазнов, говорит Спаситель, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). Смотрите, сколько горя – целое море слез разливается по лицу родной земли от этих соблазнителей-крамольников: судите же сами, какое страшное горе, какой строгий суд Божий ждет этих несчастных злодеев и их сообщников. Пора нам одуматься, пора перестать быть равнодушными к этому великому бедствию на Руси, пора стряхнуть с себя духовную леность и больше не допускать к себе и к детям нашим этих опасных, зачумленных людей. Прочь лесть их и обман, прочь коварное дьявольское наваждение! Оградим себя крестным знамением, взглянем опасности прямо в глаза. Ведь еще немного – и люди превратятся в хищных зверей, станут громить жилища наши, грабить храмы Божии, убивать друг друга, как делают безумцы...

Говорят, что человек, потерявший страх Божий и совесть, человек, которому закон не писан, который потерял и страх человеческий, – такой человек хуже всякого лютого зверя. И нам грозит беда, что в таких лютых зверей и обратятся все эти одичавшие толпы разных забастовщиков, коими руководят безбожные анархисты. Вот это-то и желают, это-то и добиваются всячески наши заклятые враги – подпольные наши крамольники и их заграничные руководители. Братья, ужели мы допустим это? Ужели и теперь будем безучастно смотреть на все эти безобразия?

Но что же делать? – что делать? – вот вопрос, неотступно терзающий душу. Что делать? – Очнуться, проснуться надо. Сознать всю опасность надо. Оглянуться вокруг надо: не заразила ли эта нравственная чума кого из близких наших? Заглянуть в свое сердце надо: чем оно живет, ради чего и для кого оно бьется? К совести своей прислушаться надо. Она подскажет. Ангел Божий, Хранитель наш, чрез совесть нашу заговорит с нами о том, что надо делать. Он скажет нам, что прежде всего – надо принести Богу искреннее, слезное, всенародное покаяние. Оно, это покаяние, очистит нас, обновит наше сердце, нашего внутреннего человека. Оно положит начало благое новой, быть может, еще нам неведомой или давно нами забытой духовной жизни – жизни по заповедям Божиим. Оно сделает нас мужественными, бодрыми среди великих испытаний, оно сделает нас способными положить с радостью души свои за братий своих, если это будет Богом суждено. Это в самих себе. А затем, около нас. Молитвою за несчастных, одержимых духом смуты, гордыни и противления, да вразумит их Господь имиже веси судьбами; словами любви и братского уважения к ним попытаемся, приложим все усилия вразумить их, на путь истины обратить. Это святое христианское дело. Обративший грешника от ложного пути его, говорит слово Божие, спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:20) – и его, и своих. А затем – каждый из нас есть сын родной земли, верный поданный своего царя. Может ли сын быть равнодушным к стонам своей страдалицы-матери? А ведь она, наша родная, некогда святая, а ныне столь перед Богом согрешившая, она стонет, измученная, терзаемая своими же детьми – нашими несчастными братьями. Что сделал бы ты, любящий сын, если бы твой умалишенный брат стал бить, мучить вашу общую мать, издеваться над нею, позорить ее? О, конечно, самая природа возопила бы в тебе словами заповеди Божией – чти, люби, береги свою мать! Защити ее от безумца – брата, лиши его возможности вредить ей! Если бы твой лишенный ума, потерявший совесть брат стал издеваться, как Хам, над отцом вашим, ужели ты стал бы равнодушно смотреть на эти издевательства? Ужели ты не заставил бы молчать этого брата безумца? Но вот смотри: твою дорогую мать, родную твою Русь, ее несчастные безумцы-дети терзают, собираются на части разорвать, хотят отнять у нее заветную святыню – веру православную, в грязь топчут всё, чем она доселе жила, крепла, красовалась. Твоего батюшку-Царя поносят, рвут его изображения, хулят его царские повеления, издеваются над ним, – может ли твое сердце быть спокойным при этом, русский человек? Не горько ли тебе, не больно ли всё это переносить? Не кипит ли ревностью твое сердце, не потрясается ли от негодования, справедливого негодования, всё твое существо?

Что же тебе делать?.. Опять спроси у твоей совести. Она напомнит тебе верноподданническую твою присягу. Она скажет тебе: будь я любящим сыном родной земли, будь беззаветно преданным слугой своего царя. Исполняй то, чего от тебя потребуют слуги царевы, что скажут тебе пастыри Церкви. Будь готов умереть за царя и за Русь. Вспомни, как предки твои безропотно за него умирали. Вспомни, как простой посадский человек, по-нынешнему мещанин, Козьма Минин Сухорук поднял Нижний, а за ним и всю Русь на защиту родной земли. Посмотри, как он на своем памятнике энергетически благородно показывает на родной, заветный, столь священный для русского сердца Кремль болящему князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Вспомни, как вечнопамятный костромич, крестьянин Иван Сусанин, с радостью и мужеством положил душу свою за царя, в куски изрубленный врагами – поляками. Не всем судил Бог быть такими героями, но всем заповедал: Почитай отца твоего и мать твою (Исх.20:12); братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1Пет.2:17)! Сам Христос Спаситель подал нам трогательный пример человеческой любви к Своему родному городу, родному народу. Вспомните, как Он плакал и рыдал, смотря на Иерусалим и предсказывая его гибель в те торжественные минуты, когда народ иерусалимский кричал Ему громкое осанна! Нам ли не любить земли отцов своих? Ведь она вся русскою кровью полита, ею спаяна; ведь и сами мы костьми нашими в ней же ляжем, смешав прах свой с прахом предков наших.

Братья возлюбленные! Чада Русской земли! В те дни, когда мы воспоминаем, как Матерь Божия по молитвами предков наших спасла землю Русскую в тяжкую годину междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву Своею иконою Казанской от нашествия поляков и литовцев, – сегодня прольем пред Нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной земли нашей от крамольников. Поплачем пред Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутою увлеченных на погибельный путь...

Владычице, помози, на ны милосердовавши! Потщися, погибаем от множества прегрешении! Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы...


 ГАРФ. Ф. 1145. Оп. 1. Д. 427. 1907–1915 н.
Наверх