Чему учит нас пример Божией Матери

Чему учит нас пример Божией Матери

Никто, возлюбленные братия, да не уйдет ныне из храма, не получив что-нибудь в назидание от праздника Сретения Господня: ни богатый, ни бедный, ни простой, ни знатный, ни мудрый, ни лукавый, ни добрый, ни злой, ни чистый сердцем, ни грешник. Все да получат сегодня что-либо в дар от Пречистой Девы, Которая, как солнце, согревает человеческие души.

В песнопениях Церкви Божия Матерь называется «чистой Голубицей», «нескверной Агницей», пришедшей, по закону еврейскому, в сороковой день в храм Иерусалимский.

Ныне это событие может дать назидание прежде всего родителям и детям, потом и всем остальным.

Ныне Чистая Дева принесла пред лицо Божественное Своего Сына, и все матери должны своих детей представить пред лицо Божие, ибо они отвечают за этих детей перед Богом.

На днях мы раскрыли Библию, чтобы подыскать что-либо на сегодняшний день, и прочитали следующее: у еврейского народа существовал обычай записывать в книгу не только имена правителей, но и имена матерей этих правителей и их деяния. Так, правитель Асса имел мать Махию, которая побуждала сына на разные нечестивые дела, и за это Асса лишил ее всех почестей, которые ей оказывали. И если у древних народов записывались имена матерей и их дела, то тем более у христианских записывается все доброе или дурное, что сделали они для своих детей.

Вот теперь часто мы в храмах слышим, как молятся о заблудших, а кто они, эти заблудшие? Да это все дети матерей, которые не исполнили своих обязанностей, не вложили своим детям с малых лет веру и любовь к Богу. А мать, воспитывая свое дитя, должна носить, водить его в храм, а затем, когда оно возрастает, умолять, чтобы оно посещало православный храм.

В первое время мать должна носить свое дитя в церковь, ибо оно не имеет еще силы и не понимает значения Церкви. Есть указания, что еще в древнее время матери приносили своих детей в церковь. Так, в IV веке один правитель послал своего подданного Модеста сжигать христиан, не подчиняющихся арианскому учению. И вот, когда рано утром шел Модест по городу, он увидел, как из одного дома выбежала полуодетая женщина с младенцем на руках и куда-то поспешно направилась. Модест спросил, куда она идет, и она ответила: «Я слышала, что будут жечь христиан, так вот я и иду туда и несу своего ребенка, чтобы и он получил со многими другими мученический венец».

Из этого видно, что матери уже в IV веке носили своих детей в храм, но есть и более ранние сведения об этом.

Так, при Диоклетиане в Никомидийском храме сожжено было десять тысяч христиан и среди них – много грудных детей.

Вот и теперь матери, отгоняя всякую леность, все препятствия, должны носить несмысленных младенцев в храм Божий, ибо здесь вся полнота Божественной благодати осеняет христианские души.

Затем матери должны, после того как дети подрастут, водить их в церковь, потому что они, еще будучи малы, не понимают, что им нужно. Часто дети в церкви спрашивают, скоро ли кончится служба, скоро ли пойдем домой, и вот тут-то матери-христианке нужно проявить все терпение, все умение подействовать на душу ребенка. Нужно научить дитя хотя бы говорить «Господи, помилуй», обращать его внимание на совершающуюся службу, стараться объяснить ему все, что касается церкви и службы, чтобы дитя научилось наслаждаться созерцанием Божественных действий.

И дома нужно говорить детям, что их ждет после смерти, когда предстанут они по ту сторону мира пред лицо Судии Божественного, Который знает все наши добрые и злые дела. Нужно прививать детям добрые навыки и добрые чувства, ибо на мягкой нежной душе ребенка, как на белой доске, запечатлеваются знаки как добра, так и зла. И, может быть, эти семена, брошенные в чуткую душу любящей матерью, дадут впоследствии плод в сорок или даже во сто крат.

И вот та мать, которая не приложила никаких усилий к тому, чтобы дети были добрыми христианами, всегда будет мучиться за этих детей своих, и вечным черным пятном ляжет на ее душу такое дитя, ибо она должна представить его пред лицо Божие чистым и твердым в вере.

Вот какова обязанность матерей по отношению к своим детям, вот какое назидание дает им ныне Матерь Божия, Которая Сама была ярким примером благочестивой и любящей Матери, всецело отдавшей Себя воспитанию Своего единственного Сына.

Что же могут получить в назидание ныне взрослые люди, те, у которых нет детей, или же те, кто не имеет матерей? Обыкновенно умирающие и дряхлеющие матери поручают своих детей другой Матери – Православной Церкви. И вот теперь те, у кого нет матери, пусть прибегают под кров Церкви, которая, как любящая нежная мать, воспитывает своих верных чад. И чтобы не отойти нам от этой Святой Матери, нужно избегать общества мнимых христиан и разных сектантских общин.

Есть теперь и пастыри, отклонившиеся от Церкви Православной, и трудно бывает сказать, какой пастырь истинный. Здесь нам поможет чутье, то есть внутреннее чувство, благодаря которому можно узнать истинных и лживых пастырей, это чувство подсказывает, за кем нужно идти и таким образом избегать хитрых сплетений диавола. Итак, вот какое назидание дает ныне взрослым Православная Церковь: она утешает всех нас, успокаивает и всем подает надежду.

Пусть матери-христианки воспитывают своих детей в страхе Божием, пусть научат их добрым делам и навыкам; пусть те матери, которые становятся дряхлыми, поручают своих детей Святой Церкви, которая ведет всех нас в Небесное Царство, пребывающее вовеки. Аминь.

Наверх