Церковь и священство. (Слово перед открытием бесед о вечности священства в Церкви Христовой в лице епископства. Сказано в Петрограде в зале Братства Пресвятой Богородицы 28 октября 1907 года).

Церковь и священство. (Слово перед открытием бесед о вечности священства в Церкви Христовой в лице епископства. Сказано в Петрограде в зале Братства Пресвятой Богородицы 28 октября 1907 года).

Святое Евангелие сегодня за литургией рассказывает нам о том, как вдова Наинская хоронила своего единственного сына, как она терзалась горем, как увидел её Иисус Христос и, сжалившись над ней, тронувшись горем матери, без слов, без просьбы её, силой Своего Божества возвратил умершего к жизни.

Великое чудо – воскресение мёртвого, и редкие удостоились видеть его!

Но есть иная, более страшная смерть для людей, – смерть духовная. И есть иное, не менее великое чудо Божественное, которое свершилось над всем родом человеческими, которое мы часто можем видеть и на себе испытывать, это – воскрешение мертвецов духовных. Сам Спаситель научил нас обращать мысль от смерти телесной к смерти духовной. В евангелии рассказывается: Иисус Христос сказал одному слушателю Своего учения: «следуй за Мной». Тот ответил: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Спаситель же ему сказал на это: «Предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов» (Лк. 9:59-60). Мёртвый духовно – это человек, отлучивший себя от жизни в Боге, от святости и богоугождения, отшедший от Бога и Его закона. «Мертв бе», сказано о сыне блудном; мертв бе, можно и до́лжно сказать о всяком человеке и обо всём роде человеческом в состоянии их греховного удаления от Бога, Источника жизни. Таким и было всё человечество после грехопадения прародителей, без конца умноженного личными грехами их потомков. Оно было мертво, оно было отвергнуто от Бога, но бессмертный дух человека и в этом состоянии не потерял своего существа, своего богоподобия; он тосковал по Богу, хотя собственными силами не мог возвратиться к Нему; он стремился к Богу и святости. Великий учитель языков, знавший все глубины жизни человеческой души, ярко рисует пред нами весь ужас такого душевного состояния. "Знаю, – говорит он, – что закон духовен, а я плотян, продан греху. Не понимаю, что делаю. Ибо не то творю, что хочу, но что ненавижу, то делаю. Не живёт во мне, то есть во плоти моей, доброе, ибо желание доброе есть во мне, а чтобы сделать его, того не нахожу. По внутреннему человеку соуслаждаюсь я закону Божию. Вижу же иной закон в членах моих, противовоюющий закону ума моего и пленяющий меня законом греховным, находящимся в членах моих. Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела смерти сея?!» (Рим. 7:14-24).

И воистину, если вдуматься в такое состояние, – как оно страшно, как ужасно! Мог ли выйти из него человек собственными силами? Так расслабленный ногами, но хорошо передвигающийся на костылях, и видит пред собой невдалеке эти костыли, и пойдёт с ними, пойдёт вперёд безостановочно, но... сидит на месте недвижим, более и более расслабляя свои ноги отсутствием движения, и не движется, пока другой человек не подаст ему костылей. Это простой, житейский и наглядный пример, изображение душевного состояния грехом расслабленного человечества, искавшего спасения и святости и падавшего всё глубже и глубже в пропасть греха и погибели. Кто же мог избавить его от этого ужаса? Человек? Но люди все до единого были расслаблены грехом и все сами нуждались в помощи и спасении.

И вот, видев человечество гибнущее, Бог милосердовал о нём, и когда оно, забыв гордыню и познав своё смирение и бессилие, возжаждало небесной помощи, «в кончину лета», в момент глубочайшего бессилия и наивысшей жажды общения с Божеством, Он послал к нему Сына Своего Единородного, рождаемого от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4:4-5). И люди с тех пор прияли благодать Духа Божия в сердца свои, вопиющего: авва, отче! И они благодатью Божией уже не рабы, но сыны Божии чрез Иисуса Христа (ст. 6–7). Так учит св. апостол. «Пришел еси от Девы ни ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощся и спасл, еси всего мя человека». Так учит св. Церковь.

Воскрешая мёртвых телесно, Спаситель гораздо более прилагал заботливой любви о воскрешении духовно мёртвых: им Он открывал волю Божию, их Он призывал в царство Божие, их Он ободрял надеждой на милость Господа, им прощал грехи и говорил: «вера твоя спасла тебя: иди, и впредь не греши». И великое множество грешников и грешниц, мытарей и блудниц воскресли духом и унаследовали вечные обители вечной жизни. Сын Божий довершил и на веки утвердил спасение людей Своими страданиями, смертью, воскресением, вознесением, учреждением Церкви Своей и ниспосланием ей Святого Духа. В благодати Духа Святого, вечно изливающегося в Церкви, – восполнение человеческой немощи; в таинствах, чрез которые нам преподаётся Дух Святой, – восполнение нашего духовного бессилия в меру силы, препобеждающей все препоны спасения. «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от нас, а Божий дар, да никто же похвалится», – говорит апостол (Еф. 2:8-9).

В Нём нам изобильно преподаны все божественные силы к жизни и благочестию (2Пет. 1:3), – говорит другой апостол. И прежде всего, сами же апостолы на себе познали преобразующее действие благодати, когда из рыбаков соделались учителями вселенной, из робких и трепещущих обратились в смелых и бесстрашных свидетелей о Христе Воскресшем, из неведущих вопрошающих Христа даже после Его воскресения и обнаруживающих непонимание Его Царствия и служения, они, после всемирного излияния Духа в день Пятидесятницы, обратились в твёрдых и согласных учителей единой и спасающей истины. И вот, «процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим». Через апостолов, действительно, прежняя пустыня – человечество, напоённая благодатью Духа, процвела прекрасной лилией, дивным и прекрасным садом, и плод принесла великим и невиданным прежде, неизмеримым числом святых, мучеников, исповедников, подвижников, праведников, учителей, – работников во славу Бога и на благо ближних.

Мы переживаем теперь время господства гордыни человеческого духа; в наши дни многие надеются устроить счастье земное и спасение вечное, – если о последнем ещё помышляют, – собственными силами. Думают, что и без Бога и Его благодати мы – живы и сильны. Но если бы мы были живы, разве царствовал бы тогда грех в мертвенном теле нашем? Разве были бы мы тогда свидетелями этого страшного разлива вокруг нас ужасающих пороков, безумств и преступлений? Жизнь истинная оживляется Духом, а плоды Духа, это, по слову апостола, – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). И наоборот, смерть духовная, по учению того же апостола, несёт гниение и разложение, – вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, секты и расколы, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и т.п. (Гал. 5:20-21), – всё то, чем теперь, к сожалению, наполнена наша жизнь.

То обстоятельство, что мы, как верующие и христиане, собрались сюда на собеседование, прерываемое молитвой, под кровом храма Божия, ясно показывает, что мы не разделяем горделивых учений современности. Мы, по словам песни церковной, «чада светообразная церковная, имеем от нового Сиона исшедший закон, языкоогнеобразную Духа благодать».

Мы знаем и веруем, что горе и вечная смерть уготованы тем, кто отгоняет от себя благодать, упорно не слушает Церкви Христовой, отказывается от святых таинств. Мы научены великой истине, что Бог и сотворил и искупил нас без нас, но спасти нас без нас не хочет, – спасти насильно, против нашего желания. Это было бы то же, как если бы вдова Наинская, получив умершего сына своего живым, убила его и потом снова терзалась бы горем и искала его воскресения. Это было бы надругательством и глумлением над любовью Божией!

Мы признаём спасение при помощи благодати Божией и нашей собственной работы и труда в исполнении заповедей Господних. «Благодатию вы спасены, чрез веру, и это не от вас, а Божий дар, не от дел, так что никто не может хвалиться». Так поучает апостол, но немедленно же и прибавляет: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на дела благая: да в них ходим» (Еф. 2:8-10). Но где же эта благодать, без которой одни наши труды и усилия бесплодны и бесполезны? Она – Божье достояние. Но хотя Бог есть Источник истины и Раздаятель учения её, однако, были, есть и будут провозвестники и учители, и проповедники этого учения. Иначе мы не могли бы приять учение истины. Так точно и в деле раздаяния благодати. Должен быть для неё сосуд избранный, из которого бы она изливалась: это, по изображению Библии, – тот дом, который создала воплощённая Премудрость Божия, Сын Божий, и который утверждён Им на семи столпах, это – Церковь Христова с её семью таинствами. И должны быть приставники домовные, раздающие благодать: это – пастыри церковные, продолжатели Христова и апостольского служения, первые же среди них – вечно пребывавшие в Церкви епископы, яко апостольские преемники и раздаятели благодати. Худы мы, приставники дому Божию, но за это мы ответим пред судом Вечной Правды, благодать же, нами преподаваемая, остаётся благодатью: так и солнце, проходя лучами места смрадные и нечистые, не гаснет, не оскверняется... И должны быть указаны, наконец, способы и условия приятия благодати верующими: и о них ясно и вразумительно поведано учением Церкви. Об этом-то вечном оживлении жизни мира и человечества Духом Божиим в Церкви Христовой и предстоит нам ныне беседа. Послушайте её со вниманием, в духе мира и любви к истине.

Дай Бог, чтобы каждый мёртвый духовно услышал в душе голос: «востани спяй, и воскресни от мертвых» (Еф. 5:14).

Дай Бог, чтобы мы крепко познали и уверовали, что грехом мы умираем, но живы и спасаемся – верой с благодатью в Церкви Христовой! Аминь.

*Слово это представляет по местам повторение предыдущей проповеди.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх