Благовещение Пресвятой Богородицы . Радость

Благовещение Пресвятой Богородицы . Радость

«Днесь радость Благовещения,

Девственное торжество, нижняя

с вышним совокупляются».

(«На стиховне», на «Слава, и ныне»)

«Да веселятся небеса, и радуется земля»

(«На хвалитех», на «Слава, и ныне»)

Светлое и радостное событие совершилось сегодня во граде Назарете! Великий и торжественный ныне праздник! «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28), – с трепетным восторгом приветствует Пресвятую Деву Марию ангел Гавриил, возвещая Ей благую весть о Спасителе человеческого рода. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу», – призывает Церковь к веселью всех: и землю, и небо, и Ангелов, и людей. Тот, кто со вниманием повторял слова церковных молитв, не мог не заметить, что чрез всё богослужение красной нитью проходит радость и ликование по поводу воспоминаемого ныне евангельского события. Чудно и славно Благовещение, ибо в этот день «во утробу вселился Девичу» «Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный», Бог стал «в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето». Ныне начало и основание всех новозаветных праздников (кроме, конечно, Рождества Богородицы), «главизна» нашего спасения. Событие сегодняшнего дня настолько велико, торжественно и радостно, что его не умаляет и не ослабляет св. Великий пост – время сетования и печали о совершённых нами грехах. Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета. Пророк Иезекииль видел ее в образе книжного свитка, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 9–10). Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало, куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. «Что есть истина?» – это был и вопрос и одновременно вопль целого человечества. Люди постепенно всё больше и больше сознавали всю необходимость нравственного обновления и, не имея для этого опоры в своих силах, ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой. Скоро ли придет наш Избавитель, наше Упование, наше чаяние? – неоднократно вопрошали они и всегда получали ответ утешительный: ждите, придет! И вот «пришла полнота времени» («кончина лета») (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовлений человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную. К людям является небесный вестник и говорит: Радуйтесь! На землю нисходит Единородный Сын Божий, Которым сотворено всё видимое и невидимое, и Им же держится, нисходит для того, чтобы разрушить узы ада, упразднить смерть, сделать ее только переходом в лучшую жизнь, чтобы избавить людей от духовных язв, открыть им врата Небесного Царствия, озарить их светом истины, указать путь к жизни вечной, дать возможность стать близкими Ему, своими, наследниками неба и вечных благ. Теперь Сын Всевышнего нисходит к нам не с одним пророческим словом, но со всеми спасительными силами и никогда не отойдет от нас Своей Божественной благодатью. Он оснует на земле Единую Святую Церковь; силою Духа Святого поставит в ней священнослужителей и сохранит этот чин для просвещения и освящения людей, для благословения «всяким духовным благословением» (Еф. 1, 3). Церкви Он оставит Божественную Трапезу – св. Причащение – и заповедует: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое... Пиите от нея вси: сия бо есть кровь Моя, нового завета... Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26–28; Лк. 22, 19). А тот, кто достойно принимает св. Тайны, по слову св. Иоанна Златоуста, получает силу «для души, крепость для сердца, основание упования», свет, жизнь, спасение. «Приобщаясь... мы соединяемся со Христом. Как тело (Христово) соединено со Христом, так и мы чрез этот хлеб соединяемся с ним». И, возносясь на небо, Господь наш Иисус Христос оставит неложное обетование: «Се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28, 20). А может ли быть большее счастье на земле для человека как именно ощущать присутствие Божие, знать, что Господь рядом, всё видит, всё слышит?! Чувствующий близость к себе Бога, живущий с Ним и в Нём, имеет и великое дерзновение: он может так говорить с Ним, как говорит с отцом, может просить Его обо всём, в чём нуждается его сердце. Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед Своим Сыном и Богом нашим. И кто из верующих людей может сомневаться, что Ее ходатайство, Ее молитвы о нас не будут приняты у Престола Всевышнего?! Ее серафимская чистота и глубочайшее смирение преклоняло и преклоняет милосердный взор Того, Кто призрел на Нее и помянул милости Своя от века. Вот почему в нынешний праздник призывается радоваться вся вселенная – небо и земля. Вот почему и сам день сегодняшний именуется Благовещением, или благой вестью. "Не должно, – говорил один из св. отцов Церкви, Аполлос, – на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное», имеют такие обетования, «пусть стенают язычники, плачут иудеи», пусть «скорбят грешники», еретики, а идущие путем спасения, «праведники должны радоваться». Но, дорогие отцы, братья и сёстры! Чувствует ли наше собственное сердце радость сегодняшнего дня, радость спасения? Прославляя и величая празднуемое событие, имеем ли мы серьезное намерение взглянуть в свою совесть, посмотреть на свою жизнь и подумать: живем ли мы по правде Божией, пользуемся ли мы теми искупительными дарами, которые дал нам Спаситель для нашего обновления, которые Он оставил в Своей сокровищнице – Церкви? – Если мы можем ответить «да», то радость наша будет великой, самой настоящей. Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы да подаст всем нам Господь воспринять радость сегодняшнего праздника и сохранять ее во все дни нашей жизни!

Аминь.

Наверх