Благодарность. Проповедь об исцелении десяти прокаженных, произнесенная в Гудаутской церкви, Сухумской епархии, в присутствии учеников второклассной учительской школы, 1902 г.

Благодарность. Проповедь об исцелении десяти прокаженных, произнесенная в Гудаутской церкви, Сухумской епархии, в присутствии учеников второклассной учительской школы, 1902 г.

Не десять ли очистились, а девять где? Как они не возвратились воздать славу Богу, а только иноплеменник сей? (Лк. 17, 17).
В прочитанном сегодня за литургией евангельском сказани пред нами - иноплеменник самарянин, удостоенный высокой похвалы нашего Спасителя. Известна всем его история. Каждый раз, когда мы собираемся на молитву возблагодарить Господа за какое-либо благодеяние Его, явленное нам в жизни ли общественной или личной, Церковь предлагает тогда в назидание молящимся трогательную повесть об этом благодарном иноплеменнике.
Раз, когда входил Иисус в одно селение, за пределами его встретили Господа десять прокаженных мужей. Они не смели войти в селение, потому что их оттуда гнали из страха заразы; они не могли идти за Христом и вне поселений вместе с народом, потому что, по закону, не имели права иметь какое-либо общение со здоровыми людьми, которых могли заразить. И вот, стоя вдали, они взмолились к Чудотворцу, о Котором, конечно, много слышали, в Которого и уверовали по слухам только и рассказам, - уверовали своими скорбными сердцами, жаждущими чуда и милости.
Оставленные, изгнанные из общества людей, несчастные, обреченные на медленную смерть, неужели они будут отвергнуты новым явившимся Пророком, в Котором вера заставляла их видеть обетованного Мессию? «Иисусе, Наставниче, помилуй нас», - взывали они издали в надежде исцеления. И желанное исцеление им было дано. «Идите, покажитесь священникам», - ответил Господь на их вопль; это значило, что проказа с них снята и, по закону, они должны были получить от священников удостоверение в том, что выздоровели и что им разрешено возвратиться в города и селения. Счастливые пошли они туда, куда послал их Иисус, но один из них, увидев себя исцеленным, забыл радость личного спасения и безмерного счастья жизни, забыл все на свете и отдался только порыву благодарности, охватившему все его существо. И он возвратился назад. Невзирая на то, что не получил он свидетельства священников, забыв, что ему нельзя еще быть среди здоровых людей и в населенных местах, что нельзя ему, по закону Моисееву, даже прикасаться к здоровым людям, он пал к ногам Иисуса с гласом велиим, воздавая Ему хвалу пред всем народом. Глубоко он тронул милосердое сердце Спасителя. Но этот благородный и благодарный был не иудей, а самарянин. Это был иноплеменник, это был сын племени, враждебного иудеям.
И тем не менее, в его сердце нашла себе место вера истинная, и она привела его к познанию Спасителя. Да, иноплеменник, даже враг иудеев, он, однако, уверовал в Бога Израилева, признал данное этому народу Божественное Откровение, проникся верою в ожидаемого Спасителя и узнал Его пришедшего лучше и скорее многих настоящих иудеев. Вера и смирение сделали его доступным высшим добродетелям души, что и видим мы в истории его исцеления. И благодарный и верующий, он приял от Спасителя свидетельство хвалы и обетование Спасителя: «иди, вера твоя спасла тебя» - сказал ему Господь.
Один ли он явил свидетельство благородной благодарности иноплеменников к Израилю? Вдова из Сарепты Сидонской во дни Илии; сириец Нееман во дни Елисея; жена-хананеянка во дни Спасителя, - все это примеры того же чувства, которое явил благодарный самарянин.
Братья и дети! Проходят века и тысячелетия, изменяются обстоятельства и условия жизни людей, но закон нравственный, но потребности сердца, но запросы души постоянны и вековечны.
Знаменательные сближения восстают в душе по поводу сказанного при наблюдении над тем краем, в котором вы живете. Новый благодатный Израиль, милостью Божиею, это - народ святорусский. Он - хранитель и носитель истинной веры христианской и православной, и царство его - единственное православное царство в мире. Подобно древнему Израилю, и русское царство призвано к великому, мировому, вселенскому служению. Подобно древнему Израилю, но в неизмеримо большей степени, оно привлекло к себе взоры и надежды многих миллионов иноплеменников, из которых многие вкусили от него не только блага телесные, земли, угодья, мирную жизнь, но прияли и духовные неоцененные сокровища: веру православную. Таков именно и здешний край. Он упорядочен трудом русского народа; он умиротворен его потом и кровью и жертвами его сынов, приявших здесь смерть в борьбе с врагами этого края; он обогащен и от его щедрот, а больше - от его скудости и самоотречения. Батум и Поти залиты кровью русского воина; Сухум защищен его грудью; в Гаграх обрек себя на смерть геройский гарнизон заброшенной и отрезанной от мира крепости; рядом с великим городом в Бомборах долго стояло русское воинство, отстаивая безопасность этой страны; Архип Осипов - это только один из сотен и тысяч самоотверженных русских героев. За кого и за что они умирали? Они умирали за чужой край, за чужой народ, они несли сюда своею кровью и страданиями - Евангелие, крест, учение Спасителя, мир, порядок и довольство. Они обеспечили эти дороги, эти поселения, монастыри, города, торговлю; они приобщили этот край к жизни мирной и счастливой. О, спите в сырой земле по всему Черноморскому побережью, спите, наши безвестные родимые герои, бесстрашные, безропотные, смиренные и покорные жребию жизни и смерти! Спите в мире и отраде в этой земле, отныне навеки русской; мы же ваш подвиг почтим благодарною молитвою и благодарным словом. Или мы не уподобимся благодарному самарянину? Или иноплеменники, живущие здесь, не имеют причин и оснований благодарить Россию, и не спасены ею и не спасаются от своего рода особой заразы?
О, есть проказа худшая проказы телесной: это духовная проказа неверия, лжеверия, иноверия, чем богат был здешний край; это - тьма невежества, дикости, животной и злобной жизни, которая охватывала эту страну и заставляла ее в этом земном рае жить, как в аду. И вот, великая Россия принесла сюда мир, порядок, проповедь Евангелия, школьное просвещение, дала войско, устроила управление, провела дороги, учредила торговлю, привлекла своих русских капиталистов, предпринимателей. Неустанно льются милости ее на край этот.
Будем же, братья, подобны благодарному самарянину в наших чувствах к великому русскому отечеству. В этих чувствах воспитывайтесь и вы, юноши и дети, питомцы школы, украшающей этот городок. Будем покорны власти, будем способствовать ее видам и начинаниям, ответим горячею любовью на щедроты, изливаемые Россией на этот край. И как благодарность самарянина привлекла к нему новую милость Господа после исцелений, так будет и с вами, братья и дети, если вы будете возрастать и жить в этом благородном чувстве к великому русскому царству. Оно в долгу никогда не оставалось и явит этому краю в будущем великие блага телесные и духовные. Неблагодарность же есть свойство души Хама, по изображению Библии, а на языке людей неблагодарных есть свойство самого грязного, самого нечистого и смрадного животного... Не уподобимся ему!
Но слово Божие велит нам любить не словом и языком, а делом и истиною. Есть сегодня к тому и повод, и случай. Там, вдали от нас, спасая и защищая честь и целость России, сражаются и умирают наши братья-воины, потомки, продолжатели дела и подражатели тех, которые во дни былые на этих берегах Черноморья также умирали за Россию и за ее мировое призвание. Тысячи среди них больных и раненых. Придем же к ним с посильною помощью! Вспомним, что в то время, когда мы здесь сыты, довольны и безопасны, они там на стуже, часто в голоде, под пулями, в постоянной опасности страданий и смерти.
К раненым и больным пойдем мы с помощью, следуя примеру милосердого Спасителя. С благодарностью все без различия, русские и не русские, отнесемся к нашему доблестному воинству, к нашим братьям больным и раненым.
Сейчас супруга начальника округа пойдет среди нас за сбором даяний. Ее рука протянута за дальних наших братий. Рука просящаго протянута. Да не оскудеет и рука дающаго! Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 448-452.

Проповеди на праздники:

Наверх