Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 3

Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 3

Пришел к своим, и свои его не приняли

(Ин.1:11).

Милосердный и человеколюбивый Бог различным образом открывал Себя людям. В Ветхом Завете Он говорил им чрез патриархов и пророков, а в Новом чрез Своего Сына Иисуса Христа и апостолов. В продолжение трех лет Спаситель Сам учил людей; затем послал проповедовать Евангелие учеников Своих. Своей крестной смертью, воскресением и вознесением на небо Он утвердил Свое учение как учение Божественного Посланника. После вознесения ученики Его собрались в Сионской горнице в ожидании сошествия Святого Духа. Дух Святой явился им в день Пятидесятницы и сошел на них в виде огненных языков и просветил их Своею благодатию. Святой апостол Петр выступил с публичной проповедью, и сразу крестилось три тысячи человек. Так образовалась Церковь и, руководимая Святым Духом, вступила в общественную жизнь. Она распространялась так быстро, что уже во втором веке христиан можно было видеть во всех частях известной тогда вселенной. С каждым веком она всё более и более расширяла свою деятельность, и вот мы видим ее сейчас как громадное, широко раскинувшееся дерево, которое своими ветвями покрывает всю землю, под тенью которых покоятся все народы. К ней принадлежим и мы, что составляет для нас величайшее счастье, – ибо Церковь ничего не возвещает нам другого, как только Богом открытые истины, и указывает нам истинный путь к спасению, к небу. Она учит нас тому, во что должны мы веровать и что должны делать, чтобы быть блаженными. Она не может вводить нас в заблуждение, потому что ею, по обетованию Христа, руководит Сам Дух Святой, Дух Истины. Однако ж в наше время есть немало людей, которые хотя и воспитаны в христианской вере, но отпали от нее и ничего не хотят знать о ней. Они являются виновными в третьем грехе против Святого Духа, обнаруживая противление открытой Богом христианской истине. Рассмотрим: 1) сущность этого греха и 2) причины его.

Вера есть, без сомнения, дело благодати Божией, которую получает человек во святом крещении. Верующий человек, в котором пребывает благодать Святого Духа, со смирением принимает истины христианской религии, беспрекословно подчиняется им и чистосердечно исповедует их. Но есть, как сказали уже мы, люди, которые хотя и посвящены в эти истины как богооткровенные, однако не принимают их, упорно оспаривают их и отвергают. Это сознательное противление Божественной истине есть грех против Святого Духа, Который есть Дух истины (Ин.14:17; 15:26, 23). Те заблуждения, в которых находятся рожденные и воспитанные в сектантстве, не могут быть отнесены к числу грехов против Святого Духа. «Суеверие, – говорит один из учителей Церкви, – само по себе не составляет ереси, если с ним не связана очевидная испорченность воли». Тот только грешит против Святого Духа, кто убежден в истинности учения Иисуса Христа и, однако, не хочет принять его и сознательно противится истине. Так именно поступали фарисеи, которые слышали учение Иисуса, видели чудеса Его, свидетельствовавшие о Его божественности, и однако не принимали Его и не следовали Ему. Такое же сопротивление обнаруживали и те из иудеев, которые противились словам святого Стефана, почему он по внушению Святого Духа сказал: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7:51). Таков же был и волхв Вариисус, по имени Елима, который восстал против апостолов Павла и Варнавы и старался отвратить от веры правителя проконсула Сергия и которому Павел при этом сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян.13:10).

С самого начала существования Церкви, в ней всегда были люди, которые хотя и признавали ее истины, однако не следовали им и противились им. Но особенно бросается в глаза это в наше время. Во всех странах, в каждом возрасте, звании и состоянии есть ныне противники Церкви. Несмотря на то, что они с детства воспитывались в Церкви, они совсем равнодушны к ней, не веруют то в ту, то в другую истину или же отрицают всю христианскую веру. Таковых называют либералами, рационалистами, вольнодумцами. Вольнодумец – это человек, который ни во что не хочет верить кроме того, что согласно с его образом мыслей, который всё таинственное учение Божественного откровения отвергает потому только, что оно, по его мнению, противно здравому разуму. Вольнодумец, далее, это такой человек, который чудеса и пророчества Христа хочет объяснить естественным путем, не верит в существование ада, – словом, это человек, признающий в учении Христа только то, что ему нравится. А всё прочее он находит смешным и, таким образом, сочиняет свою собственную веру, свое собственное евангелие, не обращая внимания на голос Священного Писания и Церкви. Таких людей, к сожалению, очень много не только между учеными и так называемыми образованными, но и людьми всех классов, полов, состояний и возрастов. Все они сознают или по крайней мере могли бы сознавать истинность христианской религии, но противоречат ей, нападают на нее и таким образом делаются виновными в третьем грехе против Святого Духа.

Человек, который вырос под влиянием христианства, в большинстве случаев не сам собою доходит до неверия и отрицания христианской веры. Есть много внешних причин, которые постепенно убивают в нем сообщенную во святом крещении благодать, пока наконец он не дойдет до полной нравственной смерти.

Прежде всего родители бывают виноваты, если дети их теряют веру. Они, как заместители Бога, имеют своей священной обязанностью с самого раннего возраста детей своих воспитывать в религиозной жизни и знакомить их с истинами и обрядами Православной Церкви. Дети слишком впечатлительны и восприимчивы для всего, что они вокруг себя видят, что слышат и чему их учат. Но что же часто видим мы в современных семействах? Когда дело доходит до обучения детей вере и закону Божию, то здесь приходится слышать такого рода суждения и возражения: к чему обременять детей такими вещами, которых они не понимают? Это они успеют после. И вот они остаются без всякого наставления в истинах веры. Дитя растет без того благотворного влияния, какое оказывает на ум и сердце детей христианское учение. Что же касается практического исполнения религиозных обязанностей, то и оно совершается не аккуратно. Родители мало, или совсем не следят, совершают ли их дети утренние и вечерние молитвы, посещают ли богослужения, принимают ли участие в особенных церковных событиях и молебствиях, тогда как они этих же детей строжайше обязывают к исполнению того, что необходимо для практической жизни. Аккуратное приготовление, например, школьных уроков и задач признается более важным делом, чем упражнение в молитве и участие в богослужениях. Таким образом, дитя с пеленок приучается всё другое ценить выше, чем религию. О многом оно слышит из уст отца и матери, но никогда ничего не слышит ни о Христе, ни о Церкви, Им учрежденной, ни о других предметах веры. А потому его сердце остается навсегда холодным и равнодушным к религиозной жизни.

После родителей в слабости веры детей виноваты бывают те, кто заменяет для них место родителей, то есть учителя и воспитатели, когда они сами бывают людьми совсем неверующими. Вместо того чтобы насаждать в детских сердцах веру в Бога, уважение и любовь к Церкви, такие учителя часто, напротив, вытравляют такие чувства, дозволяя себе в присутствии детей различные насмешки над народными верованиями, порицания Церкви и ее обрядов. Но горе таким просветителям. При этом мне припоминается история одного нотариуса, приговоренного судом к пожизненной каторге за крупные преступления по службе. Он писал своему другу следующее: «В моей злосчастной судьбе более всего виноваты те, кому вверено было мое воспитание. Противорелигиозные учения, которые слушал я из уст их, – вот причина моего преступления. Не тебе только, друг мой, желаю я поведать это, на весь свет хочу прокричать, что дурные учителя низвергли меня в эту бездну. День вступления моего в ту школу, где я учился, был решительным днем моего растления. Нас учили, что религия есть причина всех зол и бедствий человеческих, все основания веры глупы и смешны, ее нравственное учение унизительно... Ад есть сказка, запугивающая детей, бытие и бессмертие души – устарелые, отсталые вопросы. Всё это я мало-помалу принял со слов учителя на веру – но этой вере и совершил я преступление. Всё мое преступление состоит в том, что я воспринял учение своих учителей и последовал ему. Вечное проклятие шлю я всем, которые занимаются игрою в судьбу человеческую и словом и писанием своим растлевают душу и сердце юности».

Еще более острым оружием растления юношества служат дурные, безнравственные и противорелигиозные книги, которые, как яд, как безумная зараза поражают и губят детей наших. Противорелигиозная книга – это замаскированный разбойник, который с лицемерной маской заговаривает с простодушным путником и под предлогом указания ему истинного пути увлекает его глубже в чащу леса, чтобы там ограбить и убить его. Кто читает дурные книги, тот непременно собьется с истинного пути и потеряет свою веру.

Когда дитя достигает возраста юноши или девицы, тогда оно подвергается соблазну в компаниях пустых, легкомысленных товарищей или подруг. Вот выходит благонравный и скромный юноша из рук своих добрых родителей или невинная благочестивая девица из строго христианской школы, где она получила образование. Как ангелы по своему настроению и невинности, они выходят в свет, в общество. Здесь слух их начинает оглашаться двусмысленными, насмешливыми речами о вере, о Церкви, о другом поле. Юноша или девица краснеют, сидят как на раскаленных углях, молчат и вздыхают. Это замечают сверстники, товарищи и подруги, начинают подсмеиваться над их невинностью, обзывая их ханжами, пустосвятами, лицемерами. Идите, говорят им, в монастырь; вы не годитесь для света – ужели вы думаете, что мы не такие же христиане? Вы хотите навлечь тень и подозрение на наше общество. Что бывает следствием такого рода насмешек? Чем чаще девица или юноша посещает такое общество, чем быстрее исчезает их стыдливость, застенчивость и религиозное настроение; они делаются такими же, каково окружающее их общество.

К этому присоединяются еще различные страсти: суетность и легкомыслие, пылкая чувственность и другие, которым религия становится поперек дороги. Под влиянием этих страстей юноша или девица стараются во что бы то ни стало устранить это препятствие. Ибо какая польза им от религии или по крайней мере от учения ее об известном предмете? Не лучше ли отделаться от нее, как отделываются от докучного, назойливого друга: если он постоянно подмечает только наши погрешности и недостатки, подвергая их обличению, то лучше стать от него подальше. Подобным другом делается и религия для тех, которые не желают стеснять себя в удовлетворении своих страстей. Она является для них только надоедливым, несносным обличителем, которого они рады удалить от себя как можно подальше, чтобы свободнее ходить в похотях сердец своих.

Теперь видим мы те опасности, которые угрожают человеку, когда он бывает лишен веры. Сплотимся же, братие, теснее между собою и станем на стражу в деле воспитания детей наших, устраняя от них всё, что вытравляет в сердцах их благочестие и страх Божий. Объявим войну чувственным страстям и греховным наклонностям, призвав на помощь всесильную благодать Божию! Страшно, когда христианин теряет веру во Христа, противится благости Святого Духа и не хочет принять очевидную, ни в каких доказательствах не нуждающуюся истину христианского учения. Он делает себя несчастным для времени и вечности. Аминь.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.


Наверх