Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 2

Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 2

Не оставляйте упования вашего,

Которому предстоит великое воздаяние

(Евр.10:35).

В прошедший раз мы говорили о том, как тяжко грешит против Духа Святого тот, кто слишком много надеется на милосердие Божие, обращая его для себя в повод к греху. Но, с другой стороны, человек тяжко может согрешить и тем, если слишком мало имеет этой надежды, теряет ее и отчаивается в милосердии Божием. Он забывает в этом случае слова апостола Павла, сказанные нам в назидание: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние, и впадает во второй грех против Святого Духа – грех отчаяния в милосердии Божием.

Рассмотрим: 1) в чем состоит сущность этого греха, 2) откуда происходит и 3) куда ведет он?

1. Представим себе человека, находящегося в крайней бедности и нужде. Он обращается к своему истинному другу и получает от него помощь. Вследствие различных неудач, он снова оказывается в нужде и получает удовлетворение от того же верного друга. Несмотря на неоднократную помощь, он не избегает нужды, но впадает еще в большую бедность и еще в большее затруднение, чем прежде. Ему советуют снова обратиться с просьбою к тому же, который так часто помогал ему прежде и никогда еще ни в чем не отказывал, – но он не хочет. «С какими глазами обращусь я к нему снова? – говорит он. – Нет, теперь он уже не поможет, теперь всякая попытка напрасна; я погиб!» Не был ли такой человек в высшей степени неблагодарным к своему благодетелю? И не оскорбительно ли было бы для последнего, что человек, осыпанный им столь многими благодеяниями, не обнаруживает уже к нему более доверия? Таким же неблагодарным является человек, который дошел до отчаяния, до потери надежды на милосердие Бога, столь щедроподательного и многомилостивого, и говорит: теперь всё напрасно, всё равно – буду жить и действовать по-своему (Иер.18:12). Подвергшись страданиям и различным превратностям судьбы, такой человек сначала ропщет на Бога, а потом начинает думать, что Бог забыл его, что Он не может или не хочет помочь ему, и таким образом впадает в совершенное отчаяние. Отчаяние, следовательно, состоит в том, что человек, удалившись от Бога, думает, что Он не может пли не хочет помочь и спасти его.

Но не телесное только, но и душевное бедствие может довести человека до отчаяния. И именно тем, что человек, утонув в бездне греха и порока и не находя никакого пути к возвращению оттуда, в конце концов восклицает: число грехов моих так велико, что мне не может быть прощения, да если бы и дано было это прощение, то всё равно оно было бы бесполезно, ибо я бессилен удержать себя на истинном пути. Этот род отчаяния, именно: потеря надежды на помощь Божественной благодати – еще страшнее, чем первый. Его-то мы и имеем в виду. Это грех против Святого Духа, и грех весьма тяжкий. В такой именно грех впал Каин, когда сказал: наказание мое больше, нежели снести можно (Быт.4:13). Таков грех Иуды-предателя, который в душевной великой скорби сказал первосвященникам: согрешил я, предав кровь невинную, – и в отчаянии удавился (Мф.27:4–5).

Грех отчаяния есть один из самых тяжких грехов. Это потому, что он не только отвергает всемогущество, благость и верность Божию, а также и бесконечное достоинство заслуг Иисуса Христа, но и увлекает человека во всевозможные пороки. Всемогущество Божие служит ручательством за то, что Он может даровать нам вечное блаженство; Его благость и милосердие – что Он хочет этого, а верность и непреложность в Его обетованиях – что Он наверное доставит нам это блаженство. Отчаявшийся ничего не хочет знать обо всем этом. Он теряет веру во все эти свойства и совершенства Бога. Он объявляет также недействительными и крестные искупительные заслуги Иисуса Христа. Ему чужда такая вера в действенность этих заслуг, какую обнаружил один из праведников нашей Церкви (Ипполит), который на искусительный вопрос дьявола, не думаешь ли и ты быть в Царствии Небесном при отсутствии особенных заслуг и добродетелей? – отвечал: «Это правда, что я совсем недостоин неба, правда и то, что я сам собою не заслужил его, да и никогда не заслужу. Однако же и я надеюсь получить его, потому что бесконечна благость Божия, бесконечна любовь Божия, бесконечно милосердие Божие. Я надеюсь достигнуть вечной славы Небесного Царствия потому, что этого заслужил для меня Иисус Христос».

2. Каким образом возможно, чтобы человек отчаялся в милости Божией, когда он видит в продолжение своей жизни столько доказательств Божественного долготерпения и милосердия?

Первая причина этого – пренебрежение к истинной, чистосердечной исповеди и покаянию. Как много людей, которые, как мы сказали в прошлой беседе, отлагают его со дня на день, с года на год. Ослепленные страстями, они проводят жизнь в каком-то греховном усыплении, а если и пробуждаются иногда от каких-нибудь ударов и потрясений жизни, то утешают себя мыслью, что они еще успеют примириться с Богом. Как много людей, которые совсем забывают о спасении души своей, предаваясь постоянно пьянству, воровству, разврату, обманам и другим порокам! Хотя иные из них, может быть, и бывают ежегодно у исповеди и святого Причастия, но действительно ли это обращение их к Богу, достаточно ли оно для того, чтобы Бог помиловал их? Их внутреннее настроение в общем остается то же самое; страсти и пороки совершенно ослепляют их; они не видят уже своих духовных недугов и в таком состоянии остаются в продолжение многих лет, предаваясь удовольствиям и наслаждениям плоти. А другие и совсем уже перестают пользоваться благодатными средствами Церкви; посещение церковных богослужений, если только оно бывает у них, – совершенно внешнее, а не по влечению сердца, холодно и безучастно относятся они ко всему, что читается и поется здесь. Но и для них, однако, наступит смертный час. Тогда совсем другими глазами взглянут они на свою прежнюю жизнь. Тогда у них недостанет уже мужества поднять горе свои очи, так как в дни счастья и здоровья они совсем об этом не думали. «Тяжесть грехов моих слишком велика, – скажет теперь каждый из них, – чтобы я мог надеяться на прощение, и есть ли такая рука, которая могла бы извлечь меня из этой бездны бесчисленных грехов моих?» Он приходит в полное отчаяние. Замечательно, что те, которые в продолжение жизни грешили чрезмерной надеждой на милосердие Божие, нередко впадают в отчаяние уже на смертном одре.

Вторая причина – это частое повторение греха. Если кто долгое время предавался какому-нибудь греху, тому очень трудно бывает подавить в себе эту греховную привычку. Представим себе человека, который долго предавался пьянству или разврату. Злая страсть совсем овладела им. Все его мысли и желания сосредоточены на этом пороке. Он едва в состоянии противостоять ему, когда представляется к тому случай. Но вот какая-нибудь потрясающая проповедь или внезапно разразившийся тяжкий удар зароняют жгучую искру в его совесть, которая, пробудившись, начинает упрекать его и обличать его беззакония. Он дает обещание отказаться от того порока, которому доселе часто предавался. Это удается ему и раз, и два, тогда он приходит к заключению, что победа одержана, и предается полному покою и беспечности. Но вот представляется ему снова соблазнительный случай, и он снова впадает в прежний грех. Он сознает всю мерзость своего порока, но не может противостоять искушению. Последнее прельщает его, и он падает и падает всё глубже и глубже. Тогда изменяет ему мужество, он окончательно приходит в отчаяние и говорит: теперь ничто уже не поможет, я погиб; Бог не простит, Он не может простить меня.

Очень многих доводит до отчаяния человеческая холодность и бессердечие – отсутствие участия в окружающей среде. Вот иной впал в искушение и тяжко согрешил пред Богом и пред людьми. Ему хотелось бы исправиться. Ему нужна поддержка. Но что он видит? Его все отталкивают и перестают принимать на глаза. Он не слышит ни от кого ни одного утешительного, ободряющего слова. Ему снова напоминают его старые грехи, его упрекают ими, бегут и сторонятся его. Вместо того чтобы на одного Бога возложить всё свое упование, он говорит себе: какое основание у меня рассчитывать на спасение? Если уже люди так осуждают меня, то чего ждать от Бога? Он не смотрит, он забывает и об искупительных заслугах Спасителя, о милосердии, благости и долготерпении Божием. Он измеряет Бога тою же мерою, какой измеряют себя люди. Какое же отсюда последствие? – Он теряет надежду на Бога, людей, он отчаивается. О, как много таких несчастных могли бы спастись, если бы они находили более участия, более любви со стороны своих ближних! Последние могли бы пригреть их у своего сердца, утешить, ободрить и возвратить к Богу. К сожалению, у нас бывает не так. А потому несчастный грешник и приходит в отчаяние.

3. Если же человек приходит в отчаяние, теряет веру и надежду на помощь Божественной благодати, то какое бывает отсюда последствие?

а) Она (благодать) перестает действовать. Отчаявшегося всегда преследует мысль: мне ничего не может помочь и принести пользу, буду жить, как хочу, – теперь мне всё равно, всё напрасно, я погиб! Такие мысли омрачают его разум, охлаждают его сердце, ослабляют его волю. Он видит, как много совершается вокруг него хорошего, но это не действует на него, не подвигает его на добро. Ибо какая польза ему от этой добродетели, когда он не признает в Боге своего благостного Отца? Он не слушает и слова Божия, он намеренно избегает его проповеди, он не идет на исповедь и покаяние, где мог бы он снова почерпнуть для себя мужество и силу. В Священном Писании много примеров, которые могли бы направить его на другой путь, но он ничего не хочет знать о них. Внутренние внушения, голос совести он старается подавлять, увещаний других не слушает, но соблазнов и искушений не избегает и не старается побеждать. Так остается он долгое время в грехах, успокаивая себя мыслью: имею ли я один грех или тысячу, не всё ли равно? Я пропал, и мне не избежать наказания, буду ли я виноват в одном или во многих грехах. И, таким образом, махнув, как говорят, на всё рукою, он остается навсегда в нравственной нераскаянности и ожесточении.

Такое состояние удручающим образом действует на его душевное настроение, жизнь становится для него тяжелым и невыносимым бременем; им овладевает хандра и скука, и это есть – б) второе следствие отчаяния. Где должен искать мира и утешения тот, который потерял надежду на милость Божию? В удовольствиях этого мира? Но может ли он дорожить им, когда ему всё опротивело? На некоторое время, может быть, и отуманивают его чувства эти радости и удовольствия, но затем наступают минуты и часы, когда он и на эти удовольствия смотрит с отвращением и омерзением. Этого чувства не избежал никто из тех, кто им всецело предавался Соломон, самый богатый из всех царей, не устраивал ли для себя сады увеселений? Не держал ли он певцов и певиц, которые услаждали слух его? Не всем ли наслаждался он, что только может доставить жизнь человеческая? Однако и ему опротивела эта жизнь. Где, в самом деле, должен он искать счастья и мира? В богатстве и почестях этого мира? Но и они непостоянны. То, чего ему недоставало, есть спокойствие совести и твердая уверенность в будущем воздании Бога и в дружественном отношении к нему людей. Он смотрит вокруг себя и ничего не видит, что могло бы его утешить, ободрить, укрепить. От Бога ему ждать нечего – от Него он слишком стал далек. Утратив мир с Богом, он утратил его и с самим собою и с людьми.

Кто не знает, что такие мысли приводят человека к последней крайности – к самоубийству, в) и это самое страшное следствие того, если человек отчаивается в милости Божией. Когда он нигде уже на земле не находит покоя, тогда он постепенно свыкается с мыслью: чего теперь мне ждать от жизни? Прочь от этого мира! Сначала он в ужас приходит от этой мысли, но вот она является снова и с большей настойчивостью, чем прежде. Это самое ужасное, если человек сам на себя налагает руки. Он воображает, что если он отнимает у себя жизнь, то участь его изменится к лучшему. Но думает ли он, какая жестокая будущность ожидает его за гробом? И однако есть люди, и в последнее время и немало таких, которые кончают жизнь свою самоубийством. Вместо того чтобы при возрастающих страданиях углубиться в себя и, преклонив колени свои пред Богом, с терпением переносить их и просить Бога о помиловании, они в отчаянии берутся за кинжал или револьвер и полагают конец своей жизни.

Братие-христиане! Если бы кому-нибудь и из нас пришлось очутиться в таком, по-видимому, безысходном положении, о, не теряйте веры и упования на Всемилостивого Бога, Который всегда готов принять кающегося грешника! Не забывайте никогда дорогих слов Златоуста: «Не отчаивайся! Если ты грешник, то вспомни о кающемся мытаре; если блудник, то вспомни о кающейся блуднице; если убийца, то припомни разбойника одесную Спасителя; если ты враг Богу и Его Церкви, то припомни Павла, хулителя Бога и гонителя Церкви!»

Когда неопытного путника застанет в пути тьма ночная, то чем глубже бывает эта тьма, тем крепче он держится обыкновенно за руку вожака, который один только знает дорогу. Держись же крепче и ты, грешник, за руку Небесного Вожака – Христа, Который один только может провести тебя чрез все ужасы и смерти, и ада, и суда! Аминь.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.








Наверх