Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 1

Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 1

При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен,

чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: «милосердие его велико, Он простит множество грехов моих»;

ибо милосердие и гнев у Него,

и на грешниках пребывает ярость Его.

Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день

(Сир.5:5–8).

Итак, мы вступили братья на поприще святой Четыредесятницы. По мысли нашей Православной Церкви время Великого поста мы должны употреблять на размышление о страданиях и смерти нашего Спасителя, на обозрение своей жизни, на покаяние и исправление. Помни, о человече, нередко оглашает слух наш Святая Церковь, что ты земля и возвратишься в землю! Этими словами она указывает нам на непостоянство всего земного и на будущую жизнь, для которой мы и сотворены. Страшно лишиться этой вечной блаженной жизни, а между тем это лишение при легкомысленной греховной жизни здесь, на земле – неизбежно. Вот почему нам необходимо сложить с себя бремя грехов своих и делами покаяния умилостивить Бога, а для этого нет более благоприятного времени, как время Великого поста. Если всмотреться в свое нравственное состояние, углубиться в самих себя, в свою душу, то мы увидим, что не много в нас доброго, но много дурного. Все мы сбились с истинного пути и удалились от святых заповедей Господних и имеем все причины бояться – не постиг бы нас за это гнев Божий. Многие из людей нарушают заповеди Господни не по немощи только или по неведению, но совершенно сознательно отталкивают от себя спасающую благодать Божию. Таковые грешат против Святого Духа, и грехи эти, к величайшему прискорбию, распространяясь более и более, становятся обычным, повседневным явлением. Вот почему я нахожу по долгу пастыря особенно благопотребным подвергнуть в течение наступившего Великого поста эти, так называемые смертные грехи внимательному рассмотрению и в последовательном ряде бесед с вами изложить учение о них нашей православно-христианской Церкви.

Спаситель говорит: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, каким и бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк.3:28–29; Лк.12:10). Слова эти нужно понимать не так, что люди, впадающие в этот грех, никогда и ни в каком случае не могут получить прощение. Нет, – грехи эти только крайне затрудняют истинное, чистосердечное раскаяние и делают недействительным спасительную благодать Божию, от которой зависит успешное обращение к Богу. Но если таковые грешники снова открывают сердца свои влиянию Божественной благодати, если они неотступно, со смиренным и сокрушенным сердцем будут просить о сем Бога, то Он, без сомнения, простит и их, несмотря на тяжесть грехов их. Ибо нет греха, который превышал бы милосердие Божие.

Сегодня мы остановимся на первом из грехов против Святого Духа, который заключается в чрезмерном дерзновении на милость Божию, и рассмотрим: а) сущность этого греха и б) причины его.

Бог наш есть существо бесконечно милосердное, и в этом милосердии Он ничего так не желает, как участия всех людей в вечном блаженстве. Не хочу, говорит Он, смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11). Чтобы доказать Свое милосердие, Свою любовь к людям. Он сообщает каждому дар Свей благодати как вспомогательное средство к достижению вечной, блаженной жизни. Для этой цели Сын Божий сделался человеком. Своей святой жизнью показал нам путь к небу, на древе Креста приобрел нам спасающую благодать и установил Таинство Покаяния, дыбы мы находили в нем прощение грехов своих. И по вознесении на небо Он послал нам от Отца Духа Святого, Который сообщает нам эту благодать, просвещает, освящает, укрепляет и утешает. Не должны ли мы за все таковые благодеяния всегда благодарить Бога и эту благодарность свою не должны ли выражать в том, чтобы из этих средств божественного милосердия делать доброе употребление? Однако ж у многих и очень многих мы находим совершенно противное. В широте и великости божественного милосердия они находят повод к тому, чтобы постоянно грешить и упорно пребывать в грехах. Одни из них, прибавляя грех ко греху, рассчитывают на то, что Бог по Своему милосердию так же легко простит его и за тысячу грехов, как и за один грех. Другие, совершая те или другие грехи, думают, что Бог не осудит их, так как их грехи суть только дело немощи, неведения, следствие испорченности природы, особенностей темперамента и т.п. Третьи, оставаясь целые годы и десятки лет без покаяния, откладывают это к концу жизни в той уверенности, что Бог простит их в последний час, как простил благоразумного разбойника на Кресте. – Все они грешат против Святого Духа, так как злоупотребляют бесконечным милосердием Божиим, обращая его в повод к умножению грехов и к ожесточению своего сердца.

Но, может быть, такие грехи очень редки между христианами? К сожалению, нет. Уже Священное Писание Ветхого Завета указывает на существование многих грешников, которые говорят: что ж из того, что я грешу? – Не говори: «я грешил, и что мне было?» (Сир.5:4). Я же могу прибавить: можно ли встретить сейчас хоть одного человека, который не говорил бы этого или по крайней мере не слышал бы такого легкомысленного выражения от других? Нет сомнения, что милосердие Божие бесконечно, – но кто знает, сколько времени даст милосердный, но в то же время и правосудный Бог такому грешнику на покаяние и исправление? Кто знает, не скажет ли Он и ему то же, что сказал Он евангельскому богачу: Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночи душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк.12:20).

Что говорит блаженный Августин? «Разбойника, – говорит он, – Бог помиловал и нас, дабы ты не отчаивался, но только одного, дабы ты не преступал меры твоего упования». А святитель Григорий говорит: «Кающемуся Бог обещал прощение, по грешнику не обеспечил и завтрашнего дня». А потому еще Иисус, сын Сирахов, увещевал: Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (Сир.5:8–9). Многие питают ложную надежду и говорят: жизнь наша долга, милосердие Божие велико, мир весел и манит к удовольствиям, и потому что за беда, если я наслаждаюсь этим миром, – в конце жизни успею еще обратиться к Богу, ибо есть к Нему короткий и верный путь – это покаяние. Но эта мысль заключает в себе обманчивую надежду. Такие люди обыкновенно бывают поражаемы внезапной смертью, так что не успевают принести никакого раскаяния.

Каким образом человек доходит до такого состояния, что впадает в грех чрезмерного упования на милосердие Бога? Есть немало причин, которые доводят его до этого греха. Во-первых, здесь нужно указать на похоть плоти, которая чаще всего увлекает человека к падению. Наклонность к злу со времени грехопадения наших прародителей стала гораздо сильнее в нас, чем наклонность к добру. Человеческое сердце с юности склонно к злу. Бог одарил нас разумом, дабы мы познавали, что такое добро и что зло. Но в помраченном состоянии он едва в состоянии отличать доброе от злого. На его стороне стоит еще совесть, то есть тот внутренний голос, который внушает нам доброе и отвращает от всего дурного. Но против них выступает похоть плоти, она требует только того, что ей приятно, требует покоя, неги, чувственных удовольствий. Таким образом, в человеке происходит борьба двух начал: доброго и злого. Чувственность употребляет все средства к тому, чтобы доставить себе приятное, хотя бы это было нечто дурное и безнравственное. Она заглушает и притупляет разум и совесть, чтобы достигнуть желаемого. Соблазнительно успокаивающим голосом говорит она в человеке: что за важность в том, что я грешу? Не для того ли установлено Спасителем Таинство Покаяния, чтобы падшие грешники могли с Ним снова примириться? Не бесконечно ли милосердие Бога? Если таким образом удастся чувственности и раз, и два, и много раз увлечь на свою сторону волю человека, то она торжествует победу над разумом и совестью и делается всё сильнее своих требованиях. Неизбежным следствием преобладания плоти над духом бывает то, что человек отлагает свое обращение со дня на день, с года на год, дурные навыки в нем более и более усиливаются, и чем долее живет он, тем далее отходит от Бога и своего нравственного исправления.

Другая причина греховного состояния у многих заключается в духовной косности и лености. Подавление дурных греховных наклонностей требует напряжения сил и энергии, и это напряжение бывает тем сильнее, чем чаще человек повторяет грех. Многие жизнь считают за приятную прогулку. Там, где добро можно делать без всяких усилий, без борьбы и напряжения, они еще делают его. Но когда это сопряжено бывает с трудом и терпением, то на это у них недостает силы воли. Еще хуже бывает при борьбе со злом. Если что-нибудь льстит их чувственной природе, тогда они не спрашивают: позволительно это или нет. Они сразу предаются удовольствию, они утешают себя мыслью, что этот грех простится им на исповеди. Они слишком привыкли к покою, чтобы взять на себя труд борьбы с грехом. Они ничего не хотят знать о словах Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Они ни за что не дозволят себе нарушить покой в своей обычной жизни, в своих любимых привычках. Если же от времени до времени пробуждается в них совесть и начинает упрекать их, то и тут они находят средство успокаивать себя, говоря, что времени для исправления еще довольно; даже когда наступает уже старость и болезни, то и тогда они говорят, что еще рано приступать к покаянию. О, неразумные! А что если Господь позовет их к Себе внезапно, что тогда? Напрасно они обманывают самих себя, когда в самоослеплении коснеют в своей лености и не спешат творить дела, достойные покаяния.

Наконец, многие не имеют достаточных познаний об истинах святой веры. О милосердии Божием и об установлении Таинств многие имеют неправильное понятие. Они слышат, что Бог бесконечно милосерд, – это приводит их к неправильной мысли о милосердии Божием. Они не думают при этом о правде и святости Бога, которые несовместимы с таким милосердием, какое они себе представляют. Бесконечное милосердие Божие относится только к бесконечной глубине зла или греха – но нельзя понимать его так, будто оно бесконечно в своем продолжении. Бог всегда, без сомнения, готов прощать грехи и ждет часто много лет, даже до самого конца жизни человека, его исправления. Но если человек совершенно ничего не хочет знать об этом исправлении, тогда милосердие умолкает и уступает место правосудию. То же нужно сказать и о Таинстве Покаяния.

Думать, что Таинство Исповеди есть легкое и спокойное средство избавиться от грехов, – не значит ли произносить хулу на Духа Святого? Тогда установление Таинства Покаяния было бы не добрым делом, а дурным. Тогда исповедь была бы средством не к сокращению, а к умножению грехов. Тогда Таинство Покаяния служило бы мягким возглавием для лености и беспечности грешников.

Братие – христиане! Предостерегайте же себя от этого тяжкого греха! Ибо кто осмеливается возлагать чрезмерную надежду на милость Божию, тот укрепляет в себе дурные наклонности и коснеет в грехе. Кто дерзает всё возлагать на милосердие Божие, тот подвергает себя опасности совсем лишиться благодатной помощи и подвергнуться вечной погибели. Не затворяйте сердец ваших от воздействия Святого Духа. Старайтесь приступать к Таинству Покаяния с такими мыслями и чувствами, с какими истинные христиане приступают в последний раз, при конце своей жизни. Аминь.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.




Наверх