Акафист преподобному Сергию. О значении слова, о силе кроткого слова и пагубности гнилого слова

Акафист преподобному Сергию. О значении слова, о силе кроткого слова и пагубности гнилого слова

Дорогие братия и сестры, в житии преподобного Сергия имеется сказание о том, как преподобный, воспитывая свое братство, вел терпеливую ежедневную работу над созиданием души каждого отдельного члена своего братства, возводя его со степени на степень иноческого искуса, не спуская глаз с каждого инока; ночью дозором ходил мимо келлий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы проводить время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады.

Наблюдение и любовь к людям дали уменье тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства — то уменье, перед которым не устоял самый упрямый русский человек XIV века рязанский князь Олег Иванович: по просьбе великого князя Московского Димитрия Ивановича старец чудный отговорил суровейшего рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами и благоуветливыми глаголами.

Поэтому для назидания, при свете слова Божия и святоотеческих и пастырских наставлений, побеседуем о значении слова вообще и о силе кроткого слова и пагубности гнилого слова. Слово человеческое имеет весьма важное значение и стоит того, чтобы в нем требовать отчета. Наше слово есть отпечаток Слова Творческого, Божия. В Боге Слово, и в человеке слово. Только в Боге Слово есть образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и в нас слово не праздный звук, и в нас оно есть отпечаток и образ нашего духа, так что если бы собрать все слова наши, то мы увидели бы в них свое собственное изображение. Словом человек видимо и преимущественно отличен от всех тварей, его окружающих. Это главный признак и главное средство нашего владычества над миром (преобладания), как то и показано в самом начале чрез наречение от прародителя нашего имен всем животным. Словом держится в силе и союзе весь род человеческий; это проводник наших взаимных мыслей, чувств, радостей и печалей, предприятий и усовершенствований. Словом связуется у нас прошедшее с настоящим, настоящее с будущим, приходят в тесное общение те, которые не видали друг друга. Отнимите слово у людей, и все остановится в мире человеческом. Последствия слова человеческого весьма важны. Всякое слово, исшедшее из уст наших, никогда уже не возвратится к нам; оно пойдет по умам и чувствам других людей, произведет неисчислимое множество мыслей, чувств, деяний и поступков и, разросшись в огромное дерево, принесет плоды по роду и виду их, встретится с тобою, творцом его, на Страшном Суде Божием.

И в настоящее время слово не остается без действий на самого произносящего их. По словам нашим все судят о нас; уста наши доставляют нам или уважение, или вселяют к нам отвращение и презрение. Вот почему надо ко всякому слову относиться с крайней осторожностью, потому что грехи языка — самые опасные пороки, так что человек свободный от них может почитаться совершенным. Апостол Иаков говорит: «... все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они, и как ни сильными ветрами носятся ...направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3, 2—13).

Таким образом, мы видим, что святой апостол Иаков заповедует умерять свое злое употребление языка, и слова должны быть только добрые для назидания слушающих, чтобы они доставляли благодать слушающим (ср.: Еф. 4, 29). Из этого учения апостола нам надлежит извлечь тот урок, что христиане должны благоразумно пользоваться даром слова ...

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх