Акафист преподобному Сергию. О подвиге терпения.

Акафист преподобному Сергию. О подвиге терпения.

Дорогие братия, мы с вами вместе со всею Церковью постоянно прославляем преподобного Сергия за его непомерные подвиги и труды, благодаря которым он восшел в славу небесную и достиг упокоения. «Проповедует страна Российская, богомудре Сергие, труды твоя и болезни, бдение же и сухоядение, ради душевного твоего спасения подьятыя, егоже ради прослави тя Господь славою Своею божественною» (акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу. Кондак 6). «Преподобие отче, кто исповесть труды твоя и болезни? Или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанный и разсуждение доброразсудное, худость ризную и память смертную?» (cтихира из службы преподобному Сергию).

Вот такими подвигами была украшена на земле жизнь преподобного Сергия, ихже ради прослави его Господь славою Своею божественною. И этими подвигами он достиг вечного блаженства, переселившись из этой земной юдоли плача и сетования в горние светлые небесные обители. Удел всех праведников, совершающих свой земной путь спасения, — узкий тернистый путь. Никто из праведников не миновал крестного пути в своей жизни, но всем им на пути лежали большие скорби, искушения, сопряженные подчас и с опасностями для жизни, и всё сие они терпеливо побеждали силою возлюбившего их Господа. Не было и нет на земле человека, который в своей жизни не испытал бы скорбей и печалей.

Что же делать нам, чем ограждаться против всех и всяких злоключений этой жизни? Не чем иным, дорогие братия и сестры, как только терпением, которое нам заповедует слово Божие, по примеру всех праведников и прославляемого ныне нами преподобного Сергия, дивного угодника Божия. На самом деле, без терпения невозможно обойтись при каждом несчастии, при каждой скорби, потому что скорби и несчастия никогда не бывают делом минуты; напротив, большей частию между началом бедствий и печалей, постигающих нас, и окончанием их проходит немало времени, когда волею или неволею приходится терпеть, нести на себе это иго, нести и страдать. Но часто такое терпение с нашей стороны бывает чисто невольным. Часто мы именно страдаем, а не терпим, страдаем, потому что не могли избежать причины своих страданий, и при этом ропщем, унываем, всем печалуемся на свою несчастную судьбу. Это вернее назвать малодушием, а не терпением в христианском смысле слова.

Не такого терпения требует от нас святая вера. Она требует от нас терпения как доброго подвига, который бы мы проходили безропотно, с благодушием и постоянством, с совершенной преданностью воле Божией, наказующей и милующей нас. Святая вера требует, чтобы мы терпели скорби и несчастия во имя Господа Иисуса Христа, претерпевшего крестные страдания и смерть ради нашего спасения, терпели, утешаясь участием в страданиях Его. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби... Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас... (1 Пет. 2, 19, 21). Незлобие, кротость, глубокое смирение, полная преданность воле Божией — вот черты, в которых должно выказываться наше терпение. На этот предмет таким благочестивым рассуждением назидает нас святитель Тихон Задонский: «Терпение есть добродетель, которая во всякой скорби и печали предается воле Божией... укрепляет сердце в подвиге крестном и сохраняет его от негодования и роптания... Оно есть не что иное, как самая вера, покоряющая нашу волю в послушание воле Божией. Терпение не в том состоит, чтобы много терпеть бед, но в том, чтобы их великодушно встречать и терпеливо сносить. Беды и благочестивым, и нечестивым приключаются; добрые и злые лишаются имений; но добрые с Иовом исповедуют: “Буди воля Господня!” Злые же ропщут и негодуют, а часто и хулят имя Божие. Добрые и злые принимают обиды от других; но добрые обидевшим прощают, мстить не мстят и не хотят мстить; злые же не терпят того, но обиду обидою стараются отвратить и, когда не могут делом, словом язвительным и клеветою отмщают. Терпение истинное не в том только, чтобы не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце требовало того. Совершеннейшее терпение не должно и чувствовать обиды в сердце своем. Таковый подлинно миру, плоти и греху умер, а живет Христу. Таковый ни похвалою не превозносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии ровен, постоянен, тих и кроток».

Конечно, такое терпение — подвиг высокий. Достигнуть его — значит достигнуть совершенства духовного, возрасти в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Но стараться достигать такого терпения должно непременно всем, потому что только такое истинное христианское терпение может благотворным образом действовать на наши печали и скорби, умерять и смягчать их.

«Терпение, — говорит святитель Тихон Задонский, — есть изрядное врачевство против всякого бедствия. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотрите на тех, которые в долговременной находятся болезни: они так к этому бедствию привыкают, что как будто не чувствуют того. От скорби происходит терпение. Кто с терпением страдает, тот в себе помышляет: до сего времени терпел я, могу и далее так же терпеть. Вчера терпел, и сегодня можно терпеть... Хотящему терпеть ничто не невозможно, наипаче когда Бог таковому помогает». Такое терпение есть самое счастливое состояние сердца. «Сладка есть, — восклицает тот же святитель, — сладка есть сия тишина. Преблагоприятный покой, в котором сердце так упокоевается. К сему-то покою призывает нас Христос Господь: “...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” ( Мф. 11, 29)». Такое истинно христианское терпение привлекает, таким образом, на нас особенное благоволение и милость Божию. «Если вы терпите наказания, — говорит святой апостол Павел, — то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр. 12, 7).

Итак, братия и сестры, будем терпеливы при всех обстоятельствах жизни, памятуя, что доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сир. 11, 14). Терпением подобает вооружаться, что бы ни случилось с нами. Тогда только и можно жить на земле. В этой юдоли плача и сетования все нас беспокоит; одно только терпение доставляет нам покой. Уметь спокойно жить значит уметь терпеть.

Но не одно временное спокойствие получаем мы от терпения. Оно отворяет нам двери и к вечному покою, к вечной радости и блаженству: сеющии слезами радостию пожнут (Пс. 125, 5). Скорбным только путем и терпением достигается вечное блаженство, многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Чем больше терпим, тем больше очищаемся от грехов: от огня золото делается светлее, блестящее — от терпения наша душа делается чище. Терпеть так же спасительно для нашей души, как и заниматься спасением. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел (по Иоанну Златоусту). Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19). Нужно ли еще побуждение к терпению? Возьмите себе в пример пророков и всех ветхозаветных и новозаветных праведников.

Страдания и скорби всегда составляли удел избранников Божиих на земле; терпением побеждали они всякое зло, как и виновников своих скорбей и страданий. Иосиф за правду и чистоту души своей делается предметом зависти и ненависти братьев своих; последние продают его, как негодного раба; он же, когда стал в чести и силе у фараона египетского, не местию платил своим предателям, а с братскою любовью призывает их всех к себе вместе с отцом Иаковом и дает им покров и убежище в годину голода, посетившего страну их. Праведный Иов, потерявший все свои богатства и детей, покрытый струпами, многие дни сидя на гноище, утешает себя таким благочестивым назиданием: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? » (Иов. 2 , 10). Кроткий Давид постоянно терпит гонения от Саула, который обязан ему большей частью своих побед. Смиренно пророк Илия удаляется в пустыню, чтобы скрыться от гнева нечестивого Ахава. С наступлением благодатного царства Христова, после того как Сам Начальник и Совершитель нашей веры потерпел крестную смерть, мы видим еще более примеров неповинных страданий избранных Божиих и их высочайшее долготерпение. Это первые ученики Христовы, святые апостолы, которые ради имени Христова потерпели всё и даже смерть; это целые сонмы мучеников, которые в продолжение первых трех веков христианства обагряли грешную землю своей святой кровию. Да и в последующее время разве мало было мучеников и страдальцев за веру Христову и благочестие, терпевших то от язычников, то от еретиков, то даже от своих единоверцев? Святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий много терпели за истину и свое спасительное слово. Их всех не перечислить — образцы христоподражательного терпения, которыми так богата история христианской Церкви. Все они были подобострастны нам. И нам ли не следовать примеру их, ссылаясь на святость, которой мы не достигли?

В том и заключается вся поучительность их примеров для нас, что они терпели скорби как ниспосылаемое им испытание их веры и любви к Богу. Мы, грешные, в своих скорбях и печалях несем наказание за грехи свои, грехами же этими мы оскорбляем бесконечную благость Божию несравненно более тяжко, нежели тяжко посылаемое за них Божие наказание, каково бы оно ни было. По великой Своей милости Господь менее нас наказывает, чем мы того заслуживаем. Только по богатству благости Своей Господь долготерпит о нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Нам ли не терпеть, когда Он наказывает нас за грехи? Скорби и страдания наши суть знамения Божия милосердия к нам: егоже бо любит Господь, наказует (Притч. 3, 12). Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх