Зов. Проповедь в Знаменской церкви, что в Переяславской Слободе г. Москвы. 14.02.1951г.
Когда люди живут, плавая в волнах житейской суеты, или со ступеньки на ступеньку опускаясь на дно страстей и пороков, — о чем они думают, чего они хотят? Они думают, конечно, только о благах земных, они мечтают только об укреплении и умножении своего земного благополучия.
Так жили две тысячи лет тому назад ветхозаветные иудеи. Большинство из них совсем забыло о передававшемся из глубины веков, из рода в род предании о том, что придет Мессия — Спаситель мира.
Некоторые об этом помнили, но думали о Нем по-своему. Они мечтали: вот придет Спаситель — обещанный, долгожданный, через пророков предвозвещенный — освободит нашу страну от чужеземного римского ига, воссядет во всей славе и блеске, как было издревле, на престоле иудейских царей, и больше мы не будем платить через презренных мытарей податей захватчику, и опять на наших зеленых лугах будут пастись тучнеющие стада, и наши дети опять узнают вкус молока. Мы прогоним врага с нашей земли, того врага, который отнял наши богатства и сосет нашу кровь, — и начнется счастливая, радостная жизнь.
И вот пришел Спаситель мира. Он открыл Свои уста для проповеди.
Но о чем Он проповедует? Совсем не о том, о чем мечтали эти люди!
И думают они: как странно Его слушать, как необычны Его слова! Что Он говорит? “Приблизилось Царство Небесное — покайтесь!” (ср.:Мк.3:2). “Царство Мое не от мира сего…” (Ин.18:36). “…Царство Божие внутри вас” (Лк.17:21).
Он совсем не говорит о царстве земном, о благах земных, о том счастье и довольстве, о которых мы мечтали. Но почему за Ним идет толпа народа? Почему эта внимающая Его речи толпа часто вздыхает и слезы навертываются на глаза людей, слушающих проповедь этого Учителя?
Ах, как необычно Он говорит! Мы знали заповедь: “око за око, зуб за зуб” (Лев.24:20). А о чем мы слышим из уст этого необыкновенного Человека, покоряющего наши сердца? Вот Его слова: “Будьте милосердны, будьте милостивы, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” (см.:Лк.6:36;Мф.5:7, 44).
Мы жили, отдаваясь своим похотям и страстям; мы жили так, как хотелось. А чему учит нас этот вдохновенный Проповедник? Чистоте душевной и телесной. И Он зовет нас к этой чистоте.
Мы привыкли думать, что считать себя ниже, хуже других, это позор, это унижение для человека. А о чем Он проповедует? О красоте смирения. Он говорит, что в Его Небесное Царство войдут только нищие духом (см.:Мф.5:3). “Всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (ср.:Мф.23:12). Какие новые, необычайные слова!
Мы забыли о том, что смерти нет, а Он напоминает нам об этом. Он открывает наши духовные глаза, и мы слышим из уст этого Учителя о том, что никогда не умрем. “Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную”, говорит нам Иисус из Назарета (ср.:Ин.3:36).
Почему так тянется к Нему наша душа? Ведь в Его устах совсем нет речи о той счастливой, сытой и спокойной жизни, какую, мы думали, даст нам грядущий Мессия — Спаситель мира.
Он проник в самые тайники души, засоренной грудой всякого греховного мусора, коснулся сокровенных струн сердца. Он зовет к тому, чего, сама того не сознавая, давно жаждала душа каждого из нас и о чем томилась.
Но, скованная житейской суетой, грехами и страстями, которым мы служили из года в год, эта душа не могла дать себе отчета в том, что истинное счастье, подлинное богатство и довольство не в суетной и не в радостной и веселой в земном понимании жизни, а именно в том, к чему зовет этот Проповедник.
Он разбудил в нашем сердце ненасытимый голод, неутолимую жажду, и мы жадно внимаем Его словам, которые падают в наше сердце, как капли небесного дождя на сухую почву. Мы боимся проронить хотя одно слово, исходящее из Его уст. Слушая Его, мы забываем о нище, о питье, забываем о том, что надо кормить младенцев и грудных детей, и толпами идем за Тем, Кто проповедует не о царстве земном, но о Царстве Божием, Кто нас зовет идти за Ним, жить и умереть со Христом в своем сердце.
Он говорит, что то Царство, которое Он принес на землю, о котором Он проповедует людям, внутри нас, в сердце того, кто, откликаясь на зов своего Божественного Учителя, идет за Ним, кто, нося Христа в своем сердце, имеет в этом источник истинного и ни с каким земным счастьем не сравнимого счастья и блаженства.
С такими чувствами и мыслями внимали иудеи голосу Иисуса из Назарета.
И после того как на Голгофском кресте смолкли уста Великого Божественного Проповедника, святые апостолы пошли по городам и странам с проповедью о Царстве Божием, понесли людям этот призыв Христов идти за Ним и в единении с Ним находить утоление своего духовного голода и духовной жажды.
Прошло совсем немного времени от начала проповеди Христовой и апостольской, и многие тысячи людей — и юных, и пожилых, и чистых, и грешных — стояли перед лицом пыток за имя Христово и добровольно обагряли себя мученической кровью во имя любви ко Господу, во имя того зова, каким Господь властно, покоряя души человеческие, призывал идти за Собой.
Среди этих тысяч христианских мучеников, отдавших свои жизни за Христа, был и тот великий и славный чудотворец, и мученик Христов Трифон, который собрал нас сегодня на молитву, вдохновил нас сейчас на беседу о спасении души и своей мученической кровью и неусыпающими молитвами за всех нас, грешных, зовет к счастью у ног Христовых. Прошло еще немого времени после первых мученических подвигов, и тысячи мужей и жен устремились в пустыни и непроходимые леса, чтобы по зову Христа сесть у Его ног и всю свою жизнь не спускать с Него своего духовного взора, не отвлекаясь никакой житейской суетой. Они пламенно возжелали отдать свою душу, свою жизнь, богатство, земную славу отдать всё, что имеет человек в миру, ради счастья носить Царство Божие в своем сердце, жить со Христом до конца своих дней и войти по окончании земного пути в отверстые врата Царства Небесного.
И бесчисленные тысячи людей в эти пронесшиеся века, хотя и оставались в миру, но, откликаясь на зов Христов, уберегли свои души от греха, служили Господу чем только могли, жили и умирали истинными рабами Божиими.
Этот зов Спасителя — идти за Ним и искать себе счастья в общении с Ним — Святая Церковь пронесла через почти две тысячи прошедших лет своей жизни, и она понесет людям этот призыв идти за счастьем к ногам Христовым и после нас, когда на этом своем месте, где стою сейчас я, будут стоять наши преемники, а внимать им будут уже наши потомки. До скончания века Церковь будет звать людей находить в Царстве Божием, которое открывается в сердце истинного христианина, подлинный покой своему сердцу и непреходящую радость.
Святой апостол Павел, продолжая вместе с другими апостолами нести слово Христово по всем странам того мира, учил римских христиан и учит каждого из нас, что Царство Божие, к которому зовет всех нас Господь, к которому призывал Он и толпу, сопровождавшую Его из селения в селение, — это “праведность, и мир, и радость во Святом Духе” (Рим.14:17).
Царство Божие, которое вселяется в сердце истинного христианина, — это праведная жизнь, согласная с законом Божиим; это мир, покой совести человеческой, какой может дать человеку только Господь и какого никто из нас не может дать друг другу; это тихая радость о том, что мы знаем своего Господа, веруем в Него, идем за Ним, носим Его в себе, что мы чада Божии, наследники вечного Небесного Царства; это — плод спокойной совести, спутник того, кто живет со Христом и во Христе.
Царство Божие, о котором проповедовал Господь Спаситель, так близко к каждому из нас! Надо только открыть двери сердца, чтобы стать наследниками этого Царства Божия. Ведь Господь хочет, чтобы оно стало достоянием каждого верующего в Господа сердца.
И для того, чтобы Царство Божие сошло в наше грешное сердце, для того, чтобы это сердце стало жить со Христом и во Христе, нужно прежде всего этого захотеть. Как? Так, как сделал блудный сын: он захотел вернуться под кров родительского дома и вернулся. Какую радость переживал он в объятиях своего отца (см.:Лк.15:11-32)! Когда Спаситель подошел к расслабленному, Он спросил его прежде чем исцелил его: “Хочешь быть здоровым?” И только после ответа: “Хочу” Он совершил чудо исцеления (см.:Ин.5:59).
Надо и нам захотеть прийти к своему Небесному Отцу, надо всем своим сердцем возжелать соединиться с Господом навеки. Когда сердце искренно пожелает исцелиться от своих греховных язв, захочет жить так, как велит Господь, — к этому сердцу приходит благодать Божия и разжигает искорку этого желания в пламя любви ко Господу. Это пламя привлекает к себе Божию любовь и дает тому, кто идет за Христом, ощутить всю радость любить Господа всем сердцем, всей душой и всей крепостью своей, как велит нам Христос в Своей первой и наибольшей заповеди (см.:Мк.12:29-31). Без желания жить свято никто не спасался.
Для того чтобы жить со Христом, нужно не только пожелать этого счастья всем сердцем, но нужно знать, что ведет к этому счастью. Нельзя идти по пути к определенной цели, не зная дороги. Нельзя исполнять волю Божию и, значит, жить свято, не зная ее велений. Откуда мы об этом узнаем? Научит ли нас этому пути ко Христу наш разум? Нет. Наш разум ограничен, он не может привести нас к Царству Божию. Не может нас научить и совесть наша, ибо она повреждена грехом. В дни Ветхого Завета жил человек большого разума и чуткой совести, но не в разуме и не в совести он находил путь к Царству Божию. Он сказал: “Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим” (Пс.118:105).
Закон Божий, слово Божие и ведут нас по пути к счастью носить в себе Царство Божие. Евангельское слово Христово — это светильник для нашего сердца, неиссякаемый источник света на всех шагах нашего пути жизни во Христе.
Но для того, чтобы приобрести Царство Божие, надо к желанию жить со Христом и к знанию воли Божией присоединить и самопринуждение. Чтобы мы не погрязли в грехе, чтобы не заглохли наши духовные уши, чтобы не ослепли наши духовные очи, чтобы не погибла для вечной жизни наша душа, надо непременно принуждать себя исполнять Божий закон. Хотя бы и не хотелось нам этого по нашей лености и слабости, хотя бы это казалось нам тяжелым или невыгодным по земным расчетам, — надо не жалеть себя в этом самоотвержении, в этих трудах по спасению души.
Если бы мы делали добро только тогда, когда будет к этому желание, не проходили ли бы бесплодно для вечности многие годы нашей жизни? Если бы мы для молитвы ждали вдохновения и для покаяния ждали настроения, не засохло ли бы вконец сердце в ожидании этой минуты? Ведь наша внутренняя природа испорчена, и мы всегда охотнее худое думаем, слушаем, делаем, чем доброе.
Множество людей, отозвавшись на призыв Христов, пошли за Ним, идут за Ним и в этом находят мир и покой своей душе и ту радость, которую не могут отнять никакие скорби и испытания земной жизни человеческой.
Господь продолжает всех нас звать идти за Собой. Он продолжает проповедовать, и Его Божественное слово так часто повторяется под сводами наших святых храмов: “Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы” (Мф.11:28).
И неужели мы, дорогие, от дней своего детства слыша этот голос Христов, получая в Святой Церкви благодатную помощь и духовную пищу, утоляющую нашу духовную жажду, — неужели мы в лености своей погибнем для жизни вечной, неужели оттолкнем ту руку Христову, которую Он протягивает каждому изнас?
Сопровождаемые молитвами родного нашему сердцу святого мученика Трифона, память которого мы сегодня прославляем, вдохновляемые святым примером его безбоязненной мученической смерти во имя любви ко Господу, и мы, грешные, будем неуклонно идти за своим Господом Спасителем, как верные Егодети.
Каждый из нас знает, что ждет его на конце этого пути. Каждый знает сладкие для верующего сердца слова Господа Иисуса Христа:
“Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…” (Мф.5:12). Мы знаем, что на конце этого пути со Христом нас ждет жизнь вечная в непрерывном общении со своим Сладчайшим Господом. К этому общению с Собой зовет Спаситель.
Пусть же сердце каждого из нас будет отдано одному Господу. Со Христом будем жить до конца своих дней, со Христом уйдем в надземный мир, и с Ним, Сладчайшим, по Его милости, да пребудем в бесконечных веках!