Знамения, связанные со смертью Господа, и их смысл
Синоптики свидетельствуют о тех знамениях, которыми была отмечена смерть Иисуса и которые сообщают ей значение события космического порядка. Это, во-первых, тьма, которая облегала землю от шестого до девятого часа (Мф.27:45; Мк.15:33; Лк.23:44), т. е., по нашему счету времени, от полудня до третьего часа дня, когда воплем богооставленности Господь отметил предельную точку Своего страдания. Лука прямо говорит, что померкло солнце (Лк.23:45а). Прекращение тьмы в девятый час, т. е. в час смерти, отвечает Иоанновскому τετέλεσται: в смерти уже брезжит слава. В момент смерти разодралась храмовая завеса. Этот эпизод, которому евангелисты придавали особое значение, так как он упомянут у всех трех синоптиков (Мф.27:51а; Мк.15:38; Лк.23:45б), не остаётся без параллелей и в иудейских источниках, где упоминаются знамения, происшедшие в храме лет за сорок до его разрушения. Завеса отделяла Святое Святых от Святого. Послание к Евреям ясно показывает, что разодрание завесы символически выражало прекращение храмового строя и прехождение Ветхого Завета (Евр.9:1–8). Древние христиане связывали этот символ со смертью Иисуса (ср. Евр.6:19–20, 10:20). Дополнительные подробности сообщает евангелист Матфей. Он говорит о землетрясении, о восстании из гробов ветхозаветных святых и о явлении их в Иерусалиме по Воскресении Христовом (Мф.27:51б–53). Восстание ветхозаветных святых в час смерти Иисуса и явление их по Его Воскресении лишний раз свидетельствуют о таинственном единстве Страстей и Воскресения. Оно же говорит и об исполнении Ветхого Завета во Христе. По учению Церкви, основанному на свидетельстве 1 Пет. (1Пет.3:18–20, ср. 1Пет.4:6), Господь по смерти сходил во ад. На старых православных иконах Воскресший Христос попирает врата ада и изводит из преисподней Адама и Еву. Об этом говорят и наши песнопения. Римский офицер, присутствовавший при распятии и наблюдавший эти знамения, уверовал в праведность Распятого (Лк.23:47). По свидетельству Мф. (Мф.27:54) и Мк. (Мк.15:39), он признал в Нём Сына Божия. Как уже было отмечено, даже толпа, которую привело на Голгофу равнодушное любопытство, возвращалась потрясенная (Лк.23:48).
Иисус умер раньше, чем распятые с Ним. Распятие на кресте было самой мучительной казнью не только потому, что было сопряжено с большими физическими страданиями, но и потому, что смерть наступала нескоро. Для ускорения смерти применялось crurifragium, перебитие голеней. Оно было отменено Константином Великим тогда же, когда было отменено распятие. В тот день, когда был распят Иисус, ускорение было тем более необходимо, что в следующий великий день, которым начиналась неделя Опресноков, нельзя было оставлять тела распятых на крестах. Это вытекало из закона Втор.21:23, и иудеи просили Пилата о перебитии голеней распятым. Эпизод известен нам из Ин. (Ин.19:31–37). Но голени были перебиты только разбойникам, так как Иисус был уже мёртв. Ему один из воинов нанес копьем удар в бок, из которого истекли кровь и вода. Этот факт был, несомненно, известен евангелисту в точности, так как, повествуя о явлениях Иисуса по Воскресении, он повторно упоминает рану, нанесенную копьем (Ин.20:20, 25, 27). По ходу изложения в этом упоминании не было нарочитой необходимости. Оно объясняется как историческое воспоминание. Но в том, что Иисусу не перебили голеней и что из Его прободенного ребра истекли кровь и вода, для евангелиста раскрылся глубокий смысл: исполнение Ветхого Завета в его пророчестве делом (Исх.12:46, ср. выше, с. 122) и словом (Зах.12:10) и, может быть, прообразование двух Таинств Церкви: Крещения водой и Причащения Крови.