Знамение верных
До пришествия Христа Спасителя жизнь неискупленного человечества представляла собой, по слову открытого пророку Иезекиилю свитка, «плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Конечно, люди предпринимали немало усилий, чтобы выйти из этого состояния, подняться нравственно, вернуть потерянный рай. Но эти усилия не принесли должных результатов, потому что люди хотели достичь лучшего собственными силами, т.е. теми силами, которые были расстроены и расслаблены грехом. Милосердие Божие желало помочь людям, желало их спасения, но правосудие требовало наказания за грех. И вот премудрость Творца и Вседержителя находит средство для примирения и соединения милости и истины, мира и правды. И одно и другое встретились в служении Сына Человеческого – на кресте (Пс. 84, 11). С древних пор крест был бесчестием, т.к. служил для казни преступников – был орудием самым жестоким и поносным. Одно упоминание креста вызывало ужас и отвращение, приводило в трепет. Но с того времени, как на нём распялся Господь и пригвоздил к древу наши грехи, крест стал, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, похвалой похвал93, орудием славы, знамением вседействующей благодати Божией, знамением спасения. Или, как говорится в «Светильне» сегодняшнего праздника, крест стал хранителем вселенной, красотой Церкви, «верных утверждение», Ангелов славой и демонов язвой. Для верных он явился и является и утверждением, и святыней глубочайшего почитания и благоговейного поклонения. Честь креста такова, что он водружается и на наших храмах и носится нами на груди. Крест стоит на всех путях нашего шествия к небу. Вот посмотрите и сейчас в храме перед собой и вокруг себя – и везде вы увидите крест: на престоле, на иконах, на вершине иконостаса, на священных одеждах, церковной утвари, а сегодня и на аналое посредине храма – везде крест как напоминание о его величии, значении. Восхваляя и величая св. крест, подвижники благочестия обращались к нему, как живому, и говорили: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мне, присно соблюдая мя и покрывая»94. Великие угодники Божии, проповедники св. Евангелия, так любили и почитали св. крест, что умереть на нём за своего Божественного Учителя считали великим счастьем. Так в житии св. ап. Андрея Первозванного, – того самого, который принес первые семена христианской веры и в нашу страну, нашим предкам, – говорится, что когда его вели на мученическую смерть и он еще издали увидел приготовленный для его распятия крест, то с радостью воскликнул: «Радуйся, крест, освященный христовой плотью и украшенный ранами Его, как маргаритами. Пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей, теперь же тебя любят и с желанием принимают, ибо верующие знают, какое ты заключаешь в себе веселие, и какое уготовано за тебя воздаяние. С дерзновением и радостью я иду к тебе, ты же прими меня с веселием, ибо я ученик Того, Который был повешен на тебе. Прими меня, так как я всегда любил и желал обнять тебя, о честный крест, получивший от ран Господних красоту и славное украшение, издавна желанный, горячо любимый, которого я непрестанно искал. Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы через тебя принял меня Тот, Который искупил меня тобою». Так говоря, св. Апостол снимал с себя одежды и отдавал мучителям. Нас с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, Церковь учит восхвалять не только животворность креста, но и полагать крестное знамение на себя и на всё, что нам служит к жизни. Употребление крестного знамения – это одно из важнейших и таинственнейших священных действий, которые может и должен совершать каждый православный христианин. Крестное знамение дает нам смелость молиться Богу – вступать в беседу с Ним, сообщает должное устроение душе, ибо помогает удалить из нее всё греховное и нечистое. Оно дает и действенность нашим молитвам – освящает и возвышает наши славословия Бога, благодарения, прошения, – делает наши молитвы истинно христианскими. Крестное знамение имеет и великую силу. В житиях святых имеется много сказаний об этом. Так, напр., враги св. Венедикта, возненавидевшие его за строгость, решили умертвить его. С этой целью они дали ему во время обеда вино, разбавленное ядом. Святой, предвидя злой умысел, прежде чем вкусить предложенное, осенил чашу крестным знамением. И сила креста тут же чудесно проявилась – чаша с напитком распалась на части, словно по ней кто-то ударил камнем. Но чтобы крестное знамение оказывало свое спасительное действие, нужно, прежде всего, полагать его с живой верой в Христа Спасителя, в благодатную силу, соединенную со крестом. Употребление его по одному холодному, бесчувственному обыкновению – без живой веры – пользы не принесет. Дальше. Полагать крестное знамение нужно тремя первыми перстами, тесно и ровно соединенными между собою. Такого рода соединением мы исповедуем нашу веру в Единого Триипостасного Бога и свидетельствуем о своей принадлежности к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Церкви Православной, с древних пор и до сего дня везде – по всему миру – употребляющей троеперстие. При возложении на себя креста нужно следить, чтобы действительно получился прямой крест – с прямыми углами. Начало его, или верхний конец, должен касаться нашего чела, нижний – груди, боковые стороны – плечей. В таком изображении заключается глубокий смысл: мы освящаем и как бы приносим в жертву Господу наш ум, наше сердце и наш труд. Крестное знамение, совершённое небрежно, без должного благоговения, не только не принесет пользы, но может послужить к нашему осуждению. Неистовому «метанию» бесы радуются, – свидетельствуют учители благочестия. Ввиду великой важности спасительного значения креста и крестного знамения св. Кирилл Иерусалимский обращается к верующим с таким увещанием: да «не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всём, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся. Это – великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам»96.«Сим да знаменуемся и да вооружаемся». На Кресте и в Кресте наша духовная сила, покой, спасение. Прибегай же, православный христианин, как можно чаще ко Кресту – своему знамению! Прибегай в минуты скорби, уныния, тоски, в часы безнадежия, во дни болезней и телесных, и душевных! Не отступай, не падай духом, а огради себя крестным знамением и повергнись перед Крестом Христа Спасителя – и к тебе придет утешение, подкрепление, прощение. В твоей душе загорится и воссияет свет невечерний. «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми (нам) со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки».
Аминь.