Проповеди на праздники:


Знакомство евангелиста с Мф. и Мк.

Для точного ответа на вопрос о времени написания Луки и Деян. мы не располагаем никакими положительными данными. Одно можно сказать с уверенностью: Лк. было составлено после катастрофы 70 г. В изложении эсхатологической речи Христа Спасителя в третьем Евангелии, как уже не раз отмечалось, проводится четкое различие между разрушением Иерусалима и концом эона (Лк.21:20–24 и сл., а также Лк.21:8, ср. наше толкование). Если Лк. было написано после разрушения Иерусалима, то из тех же оснований вытекает, что оно было написано и после Мф. и Мк. Не лишено вероятия, что это было осознано уже древними. Это осознание могло получить выражение в третьем месте, которое закрепилось за Лк. в каноне Четвероевангелия. Есть достаточные основания утверждать, что евангелист Лука использовал труды двух первых синоптиков. Как он и сам свидетельствовал, в основание его исторического труда было положено тщательное исследование источников (Лк.1:1–4). Эти источники, конечно, не ограничивались Мф. и Мк. хотя бы потому, что Лк. содержит много материала, не использованного первыми двумя евангелистами. Но сопоставление его с ними в частностях позволяет думать, что он пользовался и ими.

Если евангелист Лука писал своё Евангелие после первых двух синоптиков и ими пользовался, мы вправе думать, что ни Мф., ни Мк. не отвечали той цели, которая стояла перед Лукой. К уяснению его цели нас может привести знакомство с его трудом.


Проповеди на праздники:

Наверх