Значение закона. Пример Авраама (Рим.4)
Вера как начало оправдания противополагается закону. Оправдание дается даром, по благодати, без закона (χωρὶς νόμου Рим.3:21 ср. Рим.3:28, русский перевод: «независимо от закона»). Но Павел, как и в Гал., не думает уничтожать закон верой: он его утверждает (Рим.3:31). В Гал. за законом признается функция педагогическая и преобразовательная. С этих же двух сторон ап. Павел подходит к закону и в Рим. Он потому и не видит другого пути оправдания, кроме веры, что законом всего лишь познается грех (Рим.3:20). О познании греха законом он будет говорить и дальше в Рим.7. Закон дает объективную норму, которая позволяет судить о наличности греха. С другой стороны, закон и пророки свидетельствуют о правде Божией (Рим.3:21). В этом случае закон понимается, как и в Гал.4, в смысле Ветхого Завета в целом. Неизбежность этого понимания доказывается тем, что, наряду с законом, упоминаются пророки. В Рим.4, развивая мысль Рим.3:31, апостол сосредоточивает на законе исключительное внимание. Как и в Гал. (Гал.3:4), он останавливается на примере Авраама. Он видит перед собой иудейского оппонента – по всей вероятности, воображаемого – и ему отвечает. Это его обычный прием в Рим. Мы встречаемся с ним в Рим.3 (ср. Рим.3:1–9) и снова в Рим.6 (ср. Рим.6:1–15). Для иудеев Авраам был классическим примером оправдания делами закона. Между тем даже обрезание, в котором можно видеть дело закона, он получил только впоследствии, как некий знак, которым запечатлевалась его праведность по вере, а не по делам закона. И потому ап. Павел возводит к Аврааму, как некоему общему родоначальнику, всех без исключения верующих, как в необрезании, так и в обрезании (ср. Рим.4:11–12). Обетования, данные Аврааму и семени его, основаны на праведности веры, а не на законе (ср. Рим.4:13 и сл.). Содержание обетования и составляет предмет его веры. Обетования были связаны с зачатием Исаака от отца, достигшего почти столетнего возраста (Рим.4:19). Тем самым вера Авраама оказывается верой в животворящую силу Божию и прообразом христианской веры в Воскресение Господа Иисуса Христа (Рим.4:23–25).