Значение уз ап. Павла для его благовестия
Второй вопрос, требующий нашего внимания, касается объективного значения Павловых уз. Повлияли ли они – и в каком направлении – на благовестнические труды великого миссионера? В дни своего третьего путешествия ап. Павел имел намерение, побывав в Иерусалиме, отправиться в Рим. Это его намерение приводится в Деян.19:21. О нём свидетельствовал ап. Павел и в Послании к Римлянам: он предполагал быть в Риме на пути в Испанию (ср.: Рим.15:23–24, 28–29). С потерей свободы планы апостола, казалось бы, должны были рухнуть. Однако ещё в Иерусалиме, после допроса в Синедрионе, Павлу является Господь и говорит о свидетельстве, которое предстоит ему в Риме (Деян.23:11). Узы его затягиваются, и, не видя иного пути получить свободу, апостол апеллирует к кесарю (Деян.25:10–12). Ни о чём другом он при этом не думает. Как бы то ни было, но факт апелляции делает неизбежным препровождение апостола в Рим. Эта неизбежность не может быть устранена и убеждением Феста и Агриппы в невиновности Павла (ср. Деян.26:30–32). Помимо воли Павла внешние события складываются так, что ведут его в Рим. Во время морского пути и зимовки на Мальте все препятствия и опасности, которые встают перед Павлом, неизменно устраняются: он должен достичь Рима (ср. Деян.27:14 и сл., Деян.27:30 и сл., Деян.27:42 и сл., Деян.28:3 и сл.). По слову ангела, являющегося ему ночью во время бури, ради Павла избавляются от смертельной опасности и все плывущие с ним – избавляются потому, что Павлу должно предстать пред кесарем (Деян.27:23–24). Таким образом, узы Павла не только не помешали его намерению посетить Рим, напротив, воля Божья, независимо от его воли, сообщила событиям такое направление, что его прибытие в Рим оказалось неизбежным. В Риме ап. Павел вошёл в сношения с иудеями. Эта встреча, как и в других местах, кончилась разрывом (ср. Деян.28:17–29). После разрыва с иудеями двухлетняя проповедь ап. Павла в римских узах (Деян.28:30–31) была неизбежно сосредоточена в языческой среде. Порывая с иудеями, он знал – и перед ними свидетельствовал, – что язычники «и услышат» (Деян.28:28). Так в промыслительном плане Божьем оправдалось давнее желание ап. Павла посетить Рим. В римских узах он продолжал свидетельствовать о Христе. Он сознавал, что обстоятельства его жизни «послужили к большему успеху благовествования» (Флп.1:12).