Значение семьи. Значение семьи. Речь при венчании преподавателя Н. Е. К. и Н. Г. К. в гимназической церкви 23.01.1884 г.
Приветствую вас, возлюбленная чета, с наступившими торжественными и светлейшими минутами вашей жизни. Сказавши друг другу прекрасное слово любви, вы приблизились к алтарю Господню, чтобы радостно повторить это слово пред Церковью, в виде её служителя, чтобы произнести пред Богом всевидящим священные супружеские обеты взаимной преданности и единения до смерти, чтобы благоговейно испросить в храме Божием благодатного освящения своему союзу. Да будут благословенны ваши добрые намерения, да утвердится у вас глаголанное слово, как сказано в только что произнесённой церковной молитве.
Вы переживаете теперь минуты чрезвычайной важности. В виду этого, а также исполняя желание своего сердца и заповедь Церкви, я считаю долгом, как совершитель над вами таинства Господня, сказать вам несколько слов в назидание. Я знаю, конечно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете, что нужно православным чадам Церкви знать о сущности и нравственном значении совершаемого над вами таинства. Но наш долг не только знать свои обязанности, но и чаще их себе напоминать. Св. апостол Павел часто указывал христианам своего времени на их высокое достоинство и отсюда делал вывод: ходите достойно звания.
В момент, когда вы при благословениях Церкви готовитесь начать новую семью, ставлю и я на ваше размышление вопрос: что такое семья в Церкви Божией и в обществах человеческих? Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам Церкви и к чтению слова Божия при вашем венчании, и вы ясно увидите, что есть брак в Церкви Божией. Он есть союз двух разумных существ во образ таинственного союза Христа с Церковью, т. е. должен быть так же крепок и неразрывен, так же чист, духовен и свят; оттого брак есть средство к взаимному нравственному возвышенно супругов, и вы действительно услышите в молитвах таинства, что залог и основание вашего семейного счастья есть христианское благочестие, а образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии (см. молитвы 1 и 2 венчания). Святая Церковь, далее, в молитвах испрашивает вам благословенного рождения чад, к которым естественно переносится теперь в целомудренном смятении ваша мечта. И вот вам еще значение брака в порядке церковном: рождение и воспитание новых членов Церкви Божией на земле, приготовление их для блаженной вечности на небе, - вот какой ожидает вас великий подвиг пред людьми и великая заслуга пред Богом. Но на детей - воля Божия. Будут ли они или нет, брак всегда есть, - всегда он есть торжество целомудрия, сдерживающее страсти, осуществление, начало и воспитание любви, училище заботливости, терпения, целомудрия, самопожертвования.
Здесь именно, в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, здесь подавляется эгоизм, - и от любви семейной человек всегда восходил к любви к роду и к целому человечеству. Вне семьи развить эти прекрасные свойства удается только личностям исключительным, для которых семья - все человечество; но это, по слову Спасителя, дано далеко не всем: «могий вместити да вместит».
Сказанным определяется значение семьи и в обществах человеческих. Ибо верно слово, что благочестие на всё полезно, для жизни будущей и настоящей. Семья есть основа общества; из неё произошел род, затем государство. Итак, если корень крепок и здоров, здорово будет и дерево, и наоборот. И опыт действительно говорит, что там, где падала семья, падала вместе с тем и жизнь общественная и государственная. И если теперь замечается шатание жизни, распущенность нравов, преобладание грубых животных инстинктов человеческого эгоизма, то всё это зависит от того, что расшатано семейное начало, что высокомерно и презрительно стали относиться к святыне домашнего очага, что стали умалять значение супружеских обязанностей для общества, что на брак приучились смотреть, как на обыкновенную житейскую и финансовую сделку, что из трусливого преувеличения брачных тяжестей, а еще более ради простора и беззаконного приволья чувственной страсти очень многие, совсем немогущие сего вместить, стали вовсе удаляться брака. Вот почему радостно приветствует Церковь всякую новую чету, видя в каждом нарождающемся семействе противодействие распространяющемуся злу распущенности и жалкого себялюбия.
Искренно и от души желаю я и вам с настоящих же священнейших и серьезнейших минут вашей жизни на всё последующее время вдохновиться святым идеалом христианского супружества, усвоить себе взгляд на него, как на высокое и святейшее таинство. Только на таком супружестве может корениться истинная семья, от которой ждут обновления лучшие люди, и на которой зиждется благо общественное; всякое другое супружество будет простое, унижающее разумное существо -человека, сожитие (самца и самки), образа для которого должно искать не в союзе Христа с Церковью, а бесконечно ниже - в царстве животном. Семья ваша, начатая благословением Церкви, пусть укрепляет и углубляет нравственный союз свой с нею; вся жизнь ваша должна определиться и сложиться под благотворным влиянием святой Церкви, её учения и священных заповедей. Пусть при первом взгляде на вашу семью ясно станет для всех, что семья эта - христианская и благочестивая. Да поможет вам Бог, да радуются вам добрые люди и да сменятся венцы ваши брачные на нетленные и неувядающие в невечернем царстве вечной славы и вечного блаженства! Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 59-62